Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности. Как написать репортаж за семь шагов Ошибки, возникающие при написании репортажа

Сергей Котькало

В дивные солнечные дни середины осени, в преддверии Покровских праздников в Луганской республиканской универсальной научной библиотеке имени Максима Горького, 10 октября открывался литературный фестиваль «Территория словъ», что собрал почти 150 литераторов – Союза писателей России, Союзов писателей ДНР и ЛНР, а также юных литераторов из клубов и творческих мастерских Луганщины.

Торжественная церемония открытия «Территории словъ» проводилась в культурно-гуманитарном центре «Горьковки» «Территория смыслов». Было всё: и гром фанфар, и торжественные речи…

«Наша любимая «Горьковка» собрала у себя одну большую дружную семью литераторов. Людей, которые посвятили свою жизнь написанию прекрасных строк. Мне очень приятно, что эта площадка «Территория словъ» станет очередным шажком для профессионального роста наших юных и не совсем юных дарований. И очень приятно, что сегодня луганских литераторов приехали поддержать наши коллеги из Донецкой Народной Республики. У нас сегодня в гостях коллеги из Российской Федерации. И это говорит о том, что литературная семья – большая, дружная и творчески богатая. Я искренне надеюсь, что проект, действительно, станет традиционным и приживется на нашей луганской земле», – отмечал первый заместитель министра культуры, спорта и молодежи ЛНР Сергей Назаревич.

Директор ЛРУНБ имени Горького Наталья Расторгуева говорила, что фестиваль стал первым в истории ЛНР литературным проектом, организаторы которого составили программу, призванную заинтересовать всех участников.

«Далеко не в первый раз мы принимаем на территории книги, на территории слова наших гостей из Союза писателей России. Не менее дороги нам наши поэты, литераторы – представители самых разных творческих организаций. Все мы и есть жители этой огромной территории слова. Для нас это первый такой опыт в организации именно литературного фестиваля. Мы постарались таким образом составить программу, чтобы было интересно всем гостям», – сказала она, принимая в дар от делегации Союза писателей России бюст «солнца русской поэзии» – Александра Сергеевича Пушкина.

Так, в программу мероприятия вошли литературные дискуссии, открытые площадки в стиле 60-х годов прошлого века, литературно-художественные перфомансы, а также экскурсии и посещения экспозиций в учреждениях культуры Республики.

После торжественной церемонии открытия вниманию участников представили драматическую постановку из творческого наследия поэтов начала ХХ века «В плену у Бродячей собаки», в исполнении студентов Луганского политехнического колледжа.

Фестиваль продолжился в Сквере памяти, где проводили литературно-художественное биеннале «Есть город золотой». Литераторы встречались со студентами вузов Луганска, читателями библиотек города, участвовали в литературном перфомансе «И жизнь, и слезы, и любовь», посвященном 150-летию Алексея Горького, в публичной дискуссии о современной литературе «Право на вечность посетили творческий центр Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского «Красная площадь, 7».

Гости фестиваля встречались с сотрудниками пресс-службы Народной милиции ЛНР и вручили им по поручению устроителей Фестиваля документального кино «Бородинская осень» первый приз имени Марата Мусина за серию кинокартин о событиях страшного 2014 года; встречались с ребятами в детских домах Красного Луча, Суходольска, школьниками Стаханова, Антрацита, Алчевска, с главой Федерации бокса ЛНР Николаем Максимовичем Мельником и юными боксерами, луганскими юными ушаковцами, читателями библиотек героической Новосветловки и Кировска, Молодогвардейска, дарили книги и журналы «О Русская земля», «Роман-журнал XXI век», «Новая книга России», белгородский альманах «Пересвет»…

Гости Луганска возложили цветы к памятнику князю Игорю и его войску, что возвышается над тихими водами Северского Донца, над мостом меж Луганском и станицей Луганска…

Участники фестиваля вместе с луганскими писателями, преподавателями вузов, кадетами казачьего кадетского корпуса имени маршала авиации Александра Ефремова, студентами университета им. Шевченко и ЛГУ им. В.И. Даля, участвовали в экспедиции на мемориальный комплекс «Партизанская стоянка», организованной Федерацией бокса ЛНР и Союзом социальных предпринимателей ЛНР, где в далеком 1943году погибли солдаты 7 гвардейского кавалерийского корпуса, защищавшие Донбасс.

От мемориала в виде звезды и обелисков погибшим конникам по тропе двинулись в скалистую балку, на место последнего боя Ивановского партизанского отряда, в составе которого сражались жители Красного Луча, Петровского и Штеровки.

«Партизанская стоянка» – место особенное на карте Луганщины, как, впрочем, и каждый уголок этого героического края, здесь нет ничего искусственного, ничего придуманного: каждый кусочек земли, каждое дерево в партизанском лесу помнит события Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс партизанской славы находится в балке Пасечная урочища Западное, что расположена между Ивановкой и Малониколаевкой. Создали его члены патриотического клуба «Подвиг» в свободное от работы и учебы время, без единой копейки денег на месте гибели Ивановского партизанского отряда. Они ежегодно сажают цветы, кустарники, деревья. Посещать Мемориальный комплекс партизанской славы можно в любое время года и в любую погоду, но лучше всего весной, летом и осенью, но, как просят подвижники клуба посетителей, «относится, к этому священному месту следует бережно: не курить и не сорить на территории мемориала… Ходить только по дорожкам, потому, что в лесу еще много мин, гранат, снарядов…

Пор завершению похода, участники ели традиционный партизанский кулеш, пели военные песни, соревновались в знании истории, в предложенной организаторами викторине…

Сколько мы всего увидели, услышали в эти славные теплые денёчки желто-красного листопада!

Как же быстро пролетели эти славные четыре дня славянской неразрывности!

Боже, какое-то было торжество единства духа, сердечного родства. Дни пролетели мгновенно, но осталась тихая душевная радость встреч.

Спасибо всем вам, дорогие организаторы и участники праздника Слова!

Мы еще обязательно встретимся и допоем недопетые песни радости.

Нам всегда интересно, что там у американцев происходит. Но когда в небольшом городке Фергюсон, что в штате Миссури, случились протесты и последовавшие за ним погромы, картинки просто не сходили с экранов и первых полос…даже про отечественные митинги российские газеты пишут меньше.

Когда я был проезжал через город , заглянул на пару часов и в печально известный Фергюсон, где был убит чернокожий подросток Майкл Браун, а затем стихийный митинг вышел за рамки мирного протеста, и толпа афроамериканцев разгромила полгорода. Сейчас страсти, вроде бы, утихли, но обстановка нервная. Было очень некомфортно и даже страшно, но всё-таки я отправился в самую гущу и сделал репортаж.

1 Сразу как выезжаешь за административные пределы Сент-Луиса, начинаются “плохие районы”. Я хорошо понимал, что есть Фергюсон, бывал в таких не раз. Но и подумать не мог, что гетто разрослось до немыслимых размеров. Вот некоторые в комментариях вспоминают, очень похоже. Промышленный город, безработные окраины. Эти фотографии сделаны в 10 километрах от Фергюсона, в другом городе. Здесь не было погромов. Высокий уровень преступности, нормальные люди стараются уехать в другой район, бизнесы закрываются, окна заколачивают досками.

2 По дороге несколько раз встречал места, подобные этому. Это не свалка игрушек, а традиция приносить плюшевых животных на место гибели человека: если кого-то застрелили или произошла дорожная авария. В России в такие места приносят цветы.

3 Сам по себе Фергюсон это городок на 20 тысяч человек. В интересующей нас истории фигурировали две-три улицы, по которым мы и прокатимся. Остальные совершенно обыкновенные американские улицы с магазинами, заправками, жилыми домами.

4 Жилой комплекс Canfield Green представляет собой довольно типичные квартиры в трехэтажных домах, уровня скорее ниже среднего. Но по меркам небогатого городка это не самый худший вариант, ну то есть не гетто.

5 Именно возле этого комплекса в начале августа был убит Майкл Браун. Прошедшие месяцы не приблизили историю к развязке, а наоборот: в ноябре имя города снова стало зазвучало на весь мир, когда суд присяжных отказался сажать в тюрьму офицера полиции Дерена Уилсона.

6 Игрушек очень много, они вымокли под дождём и отсырели, но никто не спешит их убирать.

7 Пока я фотографировал окрестности, несколько проезжавших мимо машин остановились, люди в них также делали фото. Не выходя при этом из машины, на всякий случай.

8 Говорят, что почти все жители окрестных домов были вынуждены срочно переехать в другие места. Технически это не сложно, в подобных комплексах апартаменты обычно снимают. Причина спешного отъезда - слишком большое внимание прессы. А ведь Майк Браун даже не жил в этих домах, он просто шёл по улице мимо вместе с другом, после того, как грабанул магазин с алкоголем.

9 Всё произошло на этой улице. От неё до места убийства минут десять-двенадцать пешком. Это одна из основных артерий небольшого городка, здесь расположены магазины, заправки, кафе и прачечные. Торговая улица, одним словом.

10 Многострадальный магазин, который сперва ограбил Майкл Браун, а потом его разломали и ещё раз ограбили уже мародёры. Владельцу можно только посочувствовать. Так или иначе, он уже вставил новые окна после погромов, магазин работает.

11 Другие здания на улице до сих пор используют фанеру вместо стёкол: то ли от греха подальше, то ли просто нет денег на восстановление. А в разбитой машине сидел чёрный парень, который очень внимательно за мной наблюдал, но не сказал ни слова. Вообще, атмосфера там гнетущая. И даже не из-за случившегося, а сама по себе. В таких местах всегда очень некомфортно. Я предпочитал снимать из машины, а если выходил из неё, не глушил двигатель…

12 Наследие Фергюсона. Если мы сгорим, вы сгорите с нами . Интересно, откуда люди берут все эти красивые фразы? Из песен, фильмов, у них есть идейные вдохновители? Понимаю, если бы погромщики писали банальное “смерть ментам”. Это наше правосудие. Мы не подконтрольны! - вот это более народное творчество.

13 Интересно, что многие надписи и граффити принадлежат совсем не мародёрам. А самим же хозяевам магазинчиков. Пишут, что уже открыты, чтобы люди не смущались при виде дерева вместо стёкол.

14 Полностью было сожжено всего два или три здания, это заправка и какой-то магазин или небольшой ресторан. В остальных просто побили стёкла и утащили всё, что плохо лежало.

15 Наверное, вы представляли, что так выглядит половина города? К счастью, нет.

16 Да, Фергюсон не самый благополучный город Америки, и всё же, говорят, что большинство погромщиков была не отсюда: сорвиголовы приехали из других мест и гетто, чтобы немножечко пограбить . Местные же жители, как правило, принимали участие в мирных протестах. Они происходят до сих пор, но не такие многочисленные. Иногда по вечерам собираются люди с плакатами. По вечерам - потому что после работы, и это о многом говорит.

17 Среди афроамериканцев очень много совершенно нормальных, трудолюбивых адекватных людей. Даже если они живут небогато, но честно. И большая часть улиц Фергюсона - обычные, не страшные жилые районы.

18 Старый центр города так и вовсе может претендовать на симпатичность. Ну так, местами.

19 Главная улица Даунтауна украшена к зимним праздникам, несмотря на чрезвычайное положение в городе. Не знаю, сняли ли его сейчас.

20 Симпатичный сквер с беседкой. Есть и городской парк, где можно погулять.

21 Старая железнодорожная станция, которую сегодня переделали то ли в магазин, то ли в музей.

22 На главной улице тоже были погромы.

23 Следы старательно убрали, где это было возможно. Но кое-что осталось.

24 Снова дерево вместо стекла. Здешние хозяева малого бизнеса подошли к делу более креативно, они расписали свои витрины. Люди объединились, чтобы восстановить свой город после погромов. Как объединились для того, чтобы противостоять полицейскому беспределу. Но эта тема несколько сложнее, чем бытовой расизм. Если ты молодой парень с тёмным цветом кожи - тебя действительно будут чаще подозревать. Но эти подозрения часто имеют под собой почву: афроамериканцев в стране меньше, чем белых, однако именно они фигурируют в криминальных сводках, как-то так получается.

25 Вот так всегда - громили одни, а мир и любовь проповедуют другие.

26 Полицейское управление города внезапно оказалось закрытым. К нему даже не подъехать - перегородили забором. В здании тоже никого. Что же это - город совсем остался без полиции? Или их офис переместили в другое здание, для их же безопасности?

27 Из достопримечательностей здесь разве что вот эти старые вагоны, которые были рестораном. Тут тоже стёкла побили зачем-то.

28 Законы не могут менять сердца, но Евангелие может .

29 Эта история вовсе не разделила американцев на два лагеря, как пишут в российских СМИ. Многим на это просто плевать: вот живут в Канзасе или в Монтане - какое им дело? До России с Украиной им точно так же дела нет.

Конкретно в случае с Брауном всё как раз весьма прозрачно: парень действительно ограбил магазин, на него действительно была ориентировка, он действительно не подчинился полицейскому и напал на него. Многие протестующие и сочувствующие осознают, что в начале всего лежит то, что Браун совершил преступление и пытался атаковать полицейского. Убитый был плохим парнем. Есть афроамериканцы, которые это понимают, есть белые, которые винят во всём полицейского. В отличие от других историй, вроде нью-йоркской, где коп задушил нелегального торговца-астматика, история с Фергюсоном куда однозначнее. Главная опасность здесь в том, что некоторые героизируют Брауна, как борца с системой. А это был просто малолетний гопник.

Истории, подобные фергюсоновской, происходят, к сожалению, с достаточной регулярностью, и почти всегда местные сообщества устраивают манифестации. Ну и конечно, никакой революцией или “афромайданом” здесь не пахнет. В этой стране вообще постоянно кто-нибудь митингует. Главное, чтобы толк вышел. А какой вывод можно сделать?

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось ). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Какие темы лучше подходят для репортажа, как наблюдать за происходящим, с чего начинать и чем заканчивать текст, в чем заключается работа с планами, и почему одни репортажи «затягивают», а другие - нет.

Шаг первый. Пробираемся туда, где читатель не был.

Интерес к репортажу напрямую зависит от недоступности места, в котором побывал журналист. Немецкий преподаватель журналистики Михаэль Халлер рекомендует авторам репортажей «преодолевать дистанцию и барьеры » - отправляться в дальние путешествия, погружаться в чуждые для читателей социальные группы и проникать в закрытые учреждения. Например, съездить на полюс холода, переночевать с бомжами на вокзале, пожить в монастыре, побывать в психиатрической больнице.

Другой источник репортажных тем - эксперименты журналиста, которые он потом описывает. Например, работает таксистом, организует митинг или пытается продать на рынке выращенную на даче картошку. Это ещё называется «методом маски» или «журналист меняет профессию» . Разновидность экспериментов - показ чего-то обычного с неожиданной стороны. Например, в метро ездили все москвичи. Но редко кто проезжал свой маршрут в кабине машиниста или в инвалидной коляске.

Шаг второй. Выявляем конфликт.

Чтобы репортаж «затягивал», он должен быть написан по законам драматургии:

Появляется проблема (завязка);

Персонажи пытаются ее решить (развитие действия);

Приближаются к решению (кульминация);

Либо добиваются успеха, либо нет (развязка).

Например, наркоманы в притоне обнаруживают, что наркотик закончился (завязка). Идут в магазин, воруют продукты (их едва не ловят), сдают их в другой магазин (их едва не обсчитывают), покупают в аптеке лекарства (на которые едва хватает денег) и начинают готовить из них наркотик (который едва не оказывается испорченным из-за неправильного сочетания компонентов). Обратите внимание: здесь есть целая серия кульминаций, причем каждая, кроме последней, оказывается ложной, так как настоящее препятствие - еще впереди. Наконец снадобье готово, все укололись, хотя кайф оказывается вовсе не таким сильный и продолжительным, как хотелось бы (развязка) .

В одних случаях конфликт лежит на поверхности. Например, на войне отряду дают задание занять высоту или удержать высоту, и журналисту остается смотреть, будет ли задание выполнено. Поэтому есть поговорка «Войну описывать легко».

В других случаях конфликт нужно разглядеть и понять. Например, журналист приехал в стойбище оленеводов, где вроде бы ничего не происходит. Все как обычно. Но если присмотреться, за этими обычными действиями можно увидеть жесточайшую борьбу с холодом, болезнями, нехваткой кормов для животных, хищниками и изменениями климата, которые ломают привычный образ жизни.

В репортаже с церемонии конфликт заключается в расхождении между запланированным и получившимся. Представьте организаторов церемонии режиссерами, которые хотят показать спектакль. Участники же мероприятия - это актеры, которые хорошо или плохо играют свои роли. Почувствуйте себя театральным критиком и оцените, что у них получилось или не получилось.

Если вы готовите репортаж-портрет, конфликт следует искать между обязанностями, желаниями и возможностями человека (должен, но не хочет или хочет, но нельзя, или не может).

Шаг третий. Наблюдаем целенаправленно.

В подготовку репортажа обязательно входит наблюдение за происходящим. Иначе создать затем в тексте «эффект присутствия» невозможно.

Наблюдение должно быть целенаправленным и ориентированным на поиск эмоционально ярких эпизодов, которые раскрывают конфликт. Здесь две ключевые фразы «эмоционально яркие эпизоды» и «раскрывают конфликт» . Все остальное лишнее. Не повторяйте ошибку начинающих журналистов, которые пытаются зафиксировать все подряд, исписывают по несколько блокнотов, а затем оказывается, что многие эмоционально яркие сцены никак на конфликт не работают, и их приходится вычеркивать, а раскрывающих конфликт «держащих внимание» сцен, наоборот, не хватает.

Поэтому стоит придерживаться плана. Он может представлять собой список мест для посещения, список людей, с которыми нужно встретиться, список действий, которые журналист хочет увидеть. От плана можно отклоняться, это не догма. Но он задает логику наблюдению и позволяет журналисту не упустить что-то важное. Например, при подготовке репортажа о жизни бомжей было бы плохо, если бы журналист не побывал там, где они ночуют и подрабатывают, и не пообщался с самими бомжами, а также теми, кто бомжами занимается: с полицейскими, соцработниками, волонтерами.

Для наблюдения подключаем, по возможности, все органы чувств. У человека их пять (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Это совсем не значит, что при подготовке каждого репортажа журналисту надо непременно что-то трогать или лизать. Но фиксировать помимо увиденного хотя бы звуки и запахи обязательно. Впоследствии это придаст объемность описанию происходящего.

Шаг четвертый. Находим характерные детали.

Характерные детали — это слова, действия или предметы, показывающие характерную черту персонажа. Вот что пишет по этому поводу американский медиатренер Рой-Петер Кларк:

Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи: Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения.

Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. - London, Little, Brown and Co, 2006

Если вы хотите дать персонажу характеристику, не называйте ее напрямую. Ищите действия или предметы, которые сами подведут читателя к такому выводу. Например, когда Валерий Панюшкин хотел показать, что ребенок из-за опухоли мозга теряет зрение, он описал сцену прощания с этим ребенком, когда тот машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда отошел журналист.

Шаг пятый. Определяемся с «красной нитью».

Теперь решаем с чего начать и чем закончить репортаж. Линия повествования, ограниченная началом и концовкой, называется «красной нитью».

Повествование может развиваться в двух плоскостях: во времени и в пространстве. Первый вариант подходит для описания мероприятий. Например, мы начинаем репортаж со сбора участников и заканчиваем тем, как они расходятся. Во втором случае журналист описывает свои перемещения при сборе информации. Например, репортаж из лагеря беженцев начинает с посещения столовой, затем журналист идет в медпункт, потом к коменданту лагеря, и заканчивает палаткой семьи беженцев.

Начало и конец репортажа не обязательно должны совпадать с началом и концом мероприятия или передвижением журналиста. Репортаж с митинга можно начать с подготовки к нему, а можно, с выступления оратора в середине мероприятия. Закончить также можно как речью одного из выступавших, так и описанием того, как на опустевшей площади рабочие разбирали сцену. Репортаж из лагеря беженцев можно начать и с приближения к лагерю, и со сцены внутри, причем далеко не самой первой из увиденных.

Совсем не обязательно (и не нужно) включать в репортаж все увиденные журналистом сцены. Этот прием получил название «пунктир» .

Например, на митинге выступали десять ораторов, каждый из которых говорил по пять минут, а журналист цитирует пятерых, приводя три фразы одного и по одной фразе всех остальных . Или в лагере беженцев журналист посетил десять семей, но рассказывает про одну подробно и еще про две - кратко.

Важно не забыть про конфликт. Красная нить - это путь от завязки (идеи по выходу из проблемной ситуации) к развязке (решению проблемы или провалу попытки решения). Точки пунктира - те эмоционально яркие сцены, из которых складывается развитие действия. Решить, какие из сцен подходят, а какие нет можно уже в процессе работы над текстом. Для журналиста очень важно ещё в процессе наблюдения определиться с началом и концовкой репортажа. Только после этого можно прекратить наблюдение.

Шаг шестой. Пишем кинематографично.

Термин «писать кинематографично» (to write cinematically) придумал Рой-Питер Кларк. Он имел в виду, что писать нужно так, чтобы текст рождал в голове читателя кадр за кадром. Чтобы так писать, достаточно выполнить два простых правила.

Первое правило - передаем слова и действия, а не их осмысление. Например, если мы напишем «они поругались и подрались» , кино в голове читателя не возникнет. Из текста не видно, как ругались и дрались персонажи. Если же мы напишем, какими словами они друг друга называли и как именно били, тогда драку представить можно.

Второе правило - работа с планами. Для человеческого глаза свойственно постоянное приближение-удаление рассматриваемых предметов. Например, войдя в комнату, мы сначала видим ее в целом, выхватываем какой-то предмет, потом снова рассматриваем в целом и фокусируемся на чем-то еще. То же самое делают операторы в кино и на телевидении, когда мы видим постоянное приближение-удаление от показа происходящего в целом до выхватывания отдельных лиц и предметов.

Всего планов пять:

Самый общий (человек в интерьере);

Общий (человек в полный рост);

Средний (человек по пояс);

Крупный (лицо);

Самый крупный (серьга, перстень, шрам).

Не обязательно все время перемещаться от самого общего к самому крупному и обратно. Проходить через все планы совсем не обязательно, можно перескакивать. Главное, чтобы репортаж не застревал в одном плане. У начинающих журналистов обычно не хватает крупных и самых крупных планов, из-за чего картинка получается нечеткой.

Шаг седьмой. Дополняем репортажным бэкграундом.

Репортажный бэкграунд - это информация, поясняющая сцены. Например, сцена: по улице едет машина, и внезапно из-под капота начинает валить дым. Варианты пояснений: машина совершила кругосветное путешествие, машина только что куплена на автомобильном рынке, машину водитель собрал сам и впервые выехал на испытания . Обратите внимание, как меняется восприятие сцены при каждом варианте бэкграунда.

Объем бэкграунда в большинстве репортажей - от четверти до трети текста. Но все зависит от сложности и наглядности темы. Например, в репортаже про штурм захваченной террористами школы в Беслане бэкграунд будет минимум. Журналисту достаточно просто описать, что он видел и как бегал вместе со штурмующими. А в репортаже с заседания суда бэкграунд может занять большую часть текста, так как нужно не только показать, как выглядит зал суда, что там делают и говорят, но и разъяснить, кого судят, за что судят, и что было на прошлых заседаниях.

Репортажный бэкграунд нужно вводить небольшими порциями, чередуя со сценами. Слишком большие блоки бэкграунда тормозят развитие действия, и читателя это может оттолкнуть. Если же бэкграунда мало или нет вообще, репортаж рискует рассыпаться на набор сцен, не совсем понятных читателю и не связанных единой линией.

Итак, репортаж за семь шагов:

1. Пробираемся туда, где читатель не был

2. Выявляем конфликт

3. Наблюдаем целенаправленно

4. Находим характерные детали

5. Определяемся с «красной нитью»

6. Пишем кинематографично

7. Дополняем репортажным бэкграундом

В «Крокус Экспо» открылся долгожданный «Фотофорум» - самая крупная в России выставка, рассказывающая о последних достижениях в мире фото и видео. Каждый день на протяжении «Фотофорума» мы будем публиковать репортажи прямо из гущи событий, сделанные участниками клуба , - следите за обновлениями!

Словно по щелчку фотоаппарата на «Фотофоруме» снова собрались фотолюбители и профессионалы. Организаторы постарались, чтобы удивить гостей выставки, включив в программу отраслевые конференции, мастер-классы, автограф-сессии, выставки и фотоконкурсы. «Фотофорум» снова аккумулирует все новинки и тренды: в этом году, например, все желающие приглашены в «Школу блогеров», которая расскажет о дигатильной успешности, создании контента и завоевании онлайн-сердец.



Одной из важных тем форума остается печать фотографий, трепетное отношение к альбомам и тактильной культуре. Как и всегда, гости выставки могут познакомиться с оборудованием и услугами для производства фотокниг, принтерами и другими гаджетами. Первый день прошёл насыщенно, и пока вы собираете фоторюкзак на завтра, рассказываем о главных событиях первого дня.



Олег Зотов и Катерина Бобкова показали мастер-класс, как работать с моделью. Фото: Дмитрий Сотников

Фото: Евгений Жиляев. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

Фото: Мария Понамарева. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

«Фотофорум» стартовал сразу с нескольких профессиональных дискуссий. Первый круглый стол «Российский рынок потребительской электроники. Как эффективно использовать возможности роста» был посвящен тенденциям и рискам в сфере государственного регулирования рынка и основным трендам в потребительской электронике и фото. Спикеры отметили, что рынок потребительской электроники во всем мире продолжает медленное снижение, но тем не менее с марта 2017 года наметилась положительная тенденция в настроении потребителей.

На фотовидеорынке показывает рост только один сегмент - это системные фотокамеры, которые в России составляют уже 22% от общего оборота рынка. Еще один важный тренд - технология 4К, которая значительно поднимает продажи товара, будь то видеокамеры или экшен-камеры, дроны или телевизоры. Участники круглого стола прогнозируют продолжение роста рынка системных камер - как среднеформатных, так и особенно полноформатных.

Обсуждение продолжилось на круглом столе «Системные камеры как главный тренд фоторынка». В нем приняли участие Евгений Уваров, модерировавший дискуссию, Сафие Аль Хаффаф, GfK Rus, представившая статистику по рынку, Андрей Курганов, старший менеджер по маркетингу фото и видео продукции компании Sony Electronics, а также Павел Гуров - директор департамента фото- и аудиотехники компании Olympus.

Почему рынок полноформатных и среднеформатных системных камер набирает такие обороты? По мнению собравшихся, на рынке среднеформатных камер революция уже свершилась: 2/3 всех продаваемых камер - системные! А среди профессионалов уже 40% выбрали системные полноформатные камеры. Мобильность, «подключенность» или возможность быстро передать изображение или видео, удобство и простота - вот ключевые причины их популярности.

Собравшиеся обсудили с залом возможности и задачи, которые открывают перед пользователями системные камеры, и обсудили необходимость осваивать новые программные продукты. После круглого стола представители брендов пригласили гостей убедиться в своих словах и протестировать новейшие системные камеры на стендах компаний.

Открытие «Фотофорума» не обошлось без громких премьер: так, компания Sony представила новую полнокадровую беззеркальную камеру α9. Упор в новой модели делается на скорость съемки и бесшумность. По заявлениям производителя, эта беззеркальная камера обходит конкурентов по ряду характеристик и призвана стать незаменимым инструментом в условиях, когда требуется предельно быстрая фокусировка (например, для съемки спортивных мероприятий).

Также Sony показали новый объектив, который позволит гармонично дополнить новую Alpha 9. Весь комплект весит 2068 г, что совсем немного для профессиональной аппаратуры.

«Для компании самое главное - поддерживать профессионалов», - так Sony прокомментировали создание сети поддержки фотографов в России. Чтобы пользоваться всеми привилегиями такого сервиса, необходимо являться профессиональным фотографом (то есть фотография должна быть основным родом деятельности), обладать двумя топовыми камерами и тремя премиальными объективами Sony.

Не менее важным событием для фотографического и полиграфического мира стала конференция по фотокнигам, на которой выступили Алексей Кузьминых, генеральный директор компании «Фотолаб», и Антон Горбачев, арт-директор «Фотолаба», Дмитрий Федотов и Сергей Поливец, фотографы, представляющие компанию «Фото Фиера», а также Константин Данилов, менеджер по продукту департамента кино- и фотопродукции Fujifilm.

Возрастающий интерес и, что немаловажно, спрос на фотокниги является одним из основных трендов индустрии, и есть все основания полагать, что эта тенденция сохранистя надолго. Спикеры конференции были едины в том, что именно фотокнига как носитель, как медиум, позволяет во всей полноте и не только представить фотографии, но и создать по-настоящему ценный документ, важность которого будет со временем только возрастать. Общее мнение выразил Константин Данилов, представитель компании Fujifilm. По его словам, фотокнига - как раз тот формат, который выполняет основную функцию фотографии, то есть сохраняет для потомков информацию о сегодняшней действительности. Более того, Константин Данилов обратил внимание на то, что создание фотокниги предполагает использование широкого диапазона полиграфических возможностей, а это также повышает ценность изображения и расширяет пространство для творчества.

«Любая фотокнига - это по сути инновация», - заявил Данилов. В доказательство своих слов он представил новые поверхности Fujifilm для печати фотографий, текстурированные под лен и кожу.

Также в рамках конференции состоялось награждение победителей конкурса «Фотокнига-2017». Отметив всех участников, жюри отдельно выделило высочайшее качество печати книг, созданных компанией «Фотолаб».







Второй день «Фотофорума» стал не менее насыщенным, чем первый. Гостей выставки ждали новые встречи, тесты и предложения от компаний, а также интересная лекционная программа и мастер-классы от ведущих фотографов.



С мастер-классом «Умение видеть» выступил профессиональный фотограф Даниил Конторович, работы которого появляются на обложках книг в Италии, Норвегии, США, Испании. Вы можете также знать его под псевдонимом tertius alio, что означает «третье лицо», «наблюдатель». Даниил рассказал о художественной фотографии, требующей от автора интуиции, эстетического чувства и умения примечать всё , что происходит вокруг. Даниил - успешный портретист, при этом он не так увлечён постобработкой, как многие думают. Фотограф уверен, что залог успеха - выбор интересной модели. Глубокий взгляд - глубокая фотография. Даниил с удовольствием использует Instagram, чтобы тренировать видение.

С мастер-классом выступила участница клуба «Российское фото» Елена Петрова, которая поделилась с аудиторией секретами съемки пейзажей. Пейзаж, уверена Елена, не такой статичный, каким кажется, он меняется очень быстро.

«Я смотрю, когда и с какой стороны будет всходить солнце, пытаюсь представить, как будет падать свет и куда надо бежать в первую очередь, чтобы не пропустить самую красоту», - поделилась она своим опытом.

Композиция - это сердце фотографии, поэтому все элементы должны быть продуманы. Ритм, линии, золотое сечение, свет - на всё это Елена посоветовала обращать особое внимание.

Дмитрий Зверев - известный фотограф, который публикуется в National Geographic, «Русском репортёре» и других изданиях, а также выставляется в галереях и музеях, - провел вдохновляющую встречу.
Дмитрий посоветовал анализировать как свои, так и чужие работы, изучать живопись, не бояться коммерческой фотографии, так как она помогает набраться опыта.

Еще одним спикером второго дня «Фотофорума» стал ведущий редактор National Geographic Traveler Иван Васин. Иван рассказал о том, что недостаточно делать хорошие фотографии. Человек, с которым захочет сотрудничать журнал, должен уметь сложить историю. «Снимать больше, писать больше, но не присылать больше» - такой совет дал Иван желающим попасть на страницы журнала. Фотографии должны пройти жесткий отбор, у редактора нет времени отсматривать каждого: умение собирать съемку очень важно.

Как и в первый день, профессионалы и любители фотографии собирались у стендов, смотрели выставки, тестировали новинки и, конечно же, общались и обменивались впечатлениями.

Фото: Петр Богомазов. Выставка участников клуба «Российское фото»





КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «j-by.ru» — Весь бизнес от идеи до реализации