О чем говорят психологи МЧС с родственниками жертв авиакатастроф? Life78 выяснил, как обычно проходит опознание жертв авиакатастроф Как проходит процедура опознания тела

ЗАБЫВАЛИ ИМЕНА

Понедельник. Девять утра. По Екатерининскому проспекту медленно движется фура-рефрижератор, ее сопровождают две машины ДПС. Грузовик направляется к зданию бюро судебно-медицинской экспертизы. В кузове - скорбный груз 200. В печальном кортеже выделяется только рисунок на бортах рефрижератора - два пляшущих пингвина. Что поделать, машина гражданская. Под хмурым петербургским небом от этой картинки рвалось сердце.

Родных погибших пассажиров рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург просили приехать на опознание не раньше девяти утра. Но люди от горя не спали уже вторые сутки. Ничто не держало их дома. В глазах родственников - пустота. Надежды больше нет. Совсем.

Вопросы спасателей о документах, вещах, подписях пролетали мимо.

Как меня зовут? Меня зовут Алексей... Нет, Александр, - сорокалетний мужчина несколько секунд беспомощно смотрел на пришедшего с ним друга и вдруг начал рыдать. - Володя, я не помню, как меня зовут. Представляешь, не помню. Как! Меня! Зовут!

Истерика прекращается, словно кто-то щелкнул выключателем.

Мужчина, игнорируя и спасателей, и журналистов, пошел вдоль дороги. Полицейский у входа в бюро молча смотрел ему вслед. Подобное он видел уже не раз.

В ОБМОРОК НЕ ПАДАЛИ

К зданию бюро судебно-медицинской экспертизы пропускали только родственников погибших и тех, кто был здесь по работе. Остальным даже у входа стоять запрещали.

Тут очень тяжело, - признался сотрудник МЧС Андрей, выбежавший в «самоволку» до ближайшего ларька за сигаретами. - Приезжает машина, мы выгружаем тела, потом небольшая передышка и снова выгружаем. Хочу напиться. У нас все хотят. До чертиков. Сейчас нельзя... В обморок ребята не падали, но очень хотелось.

Впрочем, Андрей признался: уж лучше выгружать тела, чем работать с родными, которых привели на опознание.

Не представляю, как себя чувствуют наши психологи. Там десятки женщин, мужчин, и у каждого своя трагедия. Уж лучше бы они кричали, рыдали. Но они молчат, - поделился впечатлениями спасатель. - Как роботы.

ЛУЧШЕ ПО ФОТОГРАФИИ

Опознание проходило медленно не только потому, что люди приезжали небольшими группами. Просто не у каждого хватало смелости увидеть родного человека мертвым. У входа в бюро замерла девушка. Она курила сигарету за сигаретой и мяла в руках документы. Стояла перед зданием пятнадцать минут и не сделала ни шага.

С многими родственниками погибших приезжали их друзья - для моральной поддержки. Ведь в мгновение осиротевшие люди не могли заставить себя взглянуть даже на фотографии.

Ее спросили, может ли она посмотреть хотя бы на снимок. Кивнула. Но повернуть голову и взглянуть не получилось, - перешептывались между собой два парня. Они привезли в бюро свою соседку. Один сопровождал ее на экспертизу.

Если человек не может узнать близкого по фотографии, ему приходится смотреть на тело.

К ЧЕМУ ЦВЕТЫ

Сразу после процедуры опознания спасатели старались «загрузить» людей какими-то мелкими поручениями. Только бы они не думали о том, что увидели в зале.

Надо ему рубашку привезти. Ту, которую мы ему летом купили, - говорит самой себе старушка в потертом сереньком пальто. - Обязательно надо принести ему эту рубашку. И брюки. Новые, а то старые уже порвались. Мне так сказали...

Хуже всего приходилось тем, кто не смог опознать родного человека.

Я не смогла никого узнать, - прижавшись к забору, рыдает немолодая женщина. - Господи, а если не смогу? Что, если его так и похоронят безымянным?

Возможно, получится чуть позже, - гладит ее по спине мужчина с заплаканными глазами.

Многие приезжали с цветами, хотя зачем они на опознании? Это ведь не похороны... Но для родных тех, кто погиб в небе над Синаем, эти красные гвоздики - первая дань памяти. Цветов, слез, мягких игрушек и свечей будет еще очень и очень много.

СПРАВКА «КП»

Как проходит процедура опознания

По предварительным данным, самолет развалился еще в воздухе. Часть тел обгорела, другие серьезно пострадали. Чтобы не подвергать родных погибших еще большему стрессу, с телами первым делом работают следователи и работники бюро судмедэкспертизы.

Исходя из описания, предоставленного родственниками, следователи ищут кого-то конкретного. Показывать людям всех - это слишком жестоко. Поэтому сначала пытаемся отыскать нужного человека по приметам, - пояснили «Комсомолке» в оперативном штабе.

Первым делом родным показывают фотографии тел. И только если есть сомнения и вопросы, людей проводят в зал, где стоят гробы с останками.

При этом в штабе не исключают, что на опознание нескольких пассажиров может уйти больше месяца. Столько времени понадобится на то, чтобы дождаться результатов экспертизы ДНК . Идентифицировать тела визуально вряд ли удастся - они сильно обгорели.

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.

Из интервью начальника отдела Центра экстренной психологической помощи МЧС России - Ларисы Пыжьяновой:

"Часто от журналистов приходится слышать: «А как вы утешаете людей?» Я отвечаю, что можно утешить ребенка, потерявшего игрушку, но нельзя утешить мать, потерявшую ребенка.

Единственное, что для нее можно сделать в этот момент – это помочь осознать потерю и ее безвозвратность. То есть сделать то, против чего сопротивляется все ее существо, душа и сознание, потому что матери легче умереть самой, чем принять смерть ребенка.

А осознать и принять очень важно, иначе она не сможет жить дальше, застынет и остановится в своем горе.

В моменты, когда человек переживает острое горе, мы никогда не говорим, что «ты не переживай, это все естественно, все люди умирают». Принять неизбежность смерти умом мы можем, а душой далеко не сразу. И говорить человеку, только что потерявшему близкого: «Все будет хорошо, все у тебя наладится», – это словно заставлять его предавать любовь к ушедшему, обесценивать его горе.

Случилась авиакатастрофа, на опознание приехала молодая женщина. В разбившемся самолете был ее муж, он погиб в день своего рождения. Женщина была беременна третьим ребенком, они с мужем ожидали мальчика, старшие две девочки. Очень красивая женщина, очень любящая своего мужа, свою семью, своих детей. Авиакатастрофа стала ее личной катастрофой, в этот момент рухнула вся ее прежняя жизнь.

Мы с ней стоим перед входом в судебно-медицинский морг, очень сложный момент – идти ей или не идти на опознание, смотреть или не смотреть на погибшего мужа. Люди после авиакатастрофы выглядят очень по-разному. А тогда было очень тяжелое опознание, потому что погибло много молодых людей, и приехали их матери, жены. Вообще была тяжелая история…

Когда приехала эта семья, оставалось только несколько неопознанных погибших – три обгоревших тела, которые уже нельзя было визуально опознать, и один погибший был абсолютно опознаваем – только лицо было повреждено, а все остальное совершенно сохранно. У меня при виде этой беременной женщины первая мысль мелькнула: «Пусть это будет ее муж, пусть она с ним попрощается». И это действительно оказался он.

Мы обязательно сопровождаем родственников при опознаниях, это очень сложный процесс, включающий серьезную подготовительную работу. Человек имеет право не идти, если он опознал погибшего по фотографиям, по вещам. А в этом случае было кому пойти на визуальное опознание – кроме жены приехали брат и друг погибшего. Но женщина сказала: «Я тоже хочу. Для меня это важно». Мужчины встали стеной и сказали: «Нет. Ты не пойдешь, мы тебя не пустим. Не надо тебе это видеть».

А мы с ней уже несколько часов общались, говорили о детях, о семье, и было понятно, насколько там были близкие отношения, сколько там чувств, сколько любви. При этом она не плакала. Это объяснялось тем, что, с одной стороны, она сильная, сдержанная женщина, а с другой стороны, она не может осознать смерть мужа, не принимает ее. Еще у нее был браслет, который муж забыл и просил привезти. Она попросила: «Я бы хотела ему браслет на руку надеть, если это можно».

И я приняла окончательное решение – да, мы идем с ней на опознание, потому что ей это нужно и важно. Лицо погибшему закрыли, а в остальном он лежал совершенно неповрежденный. Женщина подошла, надела мужу на руку браслет и сказала слова прощания, слова любви, все, что в тот момент хотелось сказать. После этого она заплакала: «Спасибо вам. Я все поняла, а до этого была как в тумане».

Когда наступает момент осознания потери и ее безвозвратности, могут быть разные реакции, и в это время надо быть очень внимательным к человеку. А еще я думаю: она же беременная, она держала за руку погибшего мужа, ей надо помыть руки, но как я могу ей сказать об этом?!

Вдруг она сама говорит: «Мне надо руки помыть, я же мужа за руку держала и в моем состоянии я не могу к себе сейчас прикоснуться». Стало понятно, что она осознает ответственность перед ребенком, и она ничего не сделает с собой и никак себе не навредит. А то, что она сейчас плачет – это нормально и правильно – она переживает свое огромное горе.

Мы помыли руки, стоим, она немного успокоилась, и тут подходит один из привлеченных к работе внешних специалистов. Он со стороны наблюдал, что происходит, и было понятно, что он переполнен сочувствием к этой женщине, хочет ее как-то поддержать: «Ну, вы так не плачьте, пожалуйста, вы же в таком положении». Она кивает: «Да, да». – «Вы такая молодая, красивая, выйдете еще замуж, не плачьте, все у вас еще будет хорошо!»

Я просто онемела в этот момент. Слова были сказаны вроде бы из наилучших побуждений, но прозвучали чудовищно. Благо, женщина была мудрая, сдержанная, она просто кивнула головой и отвернулась. Я ее поддержала: «Пойдемте со мной». И мы ушли."

За сутки в Петербурге опознано девять тел погибших в авиакатастрофе в Египте. Об этом РИА Новости сообщил петербургский вице-губернатор Игорь Албин. Он добавил, что процедура опознания продолжается, работают следственные органы.

В частности, опознано тело замглавы Пскова Александра Копылова. «Родственники опознали тело Александра Копылова. Документы о смерти им выданы, однако пока, в интересах следствия, его не перевозят из Санкт-Петербурга в Псков. Родные других пассажиров трагического рейса проходят процедуру идентификации», - сообщили ТАСС в региональном ГУ МЧС.

Опознание будет вестись без выходных, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя оперативного штаба. Генетические экспертизы идут круглосуточно, а опознание с родственниками проходит днем в щадящем режиме.

По словам председателя организации «Прерванный полет» Георгия Ефименко, процесс ожидания является самым сложным для родственников погибших в авиакатастрофе, так как опознание тел может занять несколько недель, передает ИА «Росбалт».

«Процесс генетической экспертизы занимает много времени, а раньше все происходило еще дольше. Когда в авиакатастрофе погибли мои родные, я похоронил их только на 50-й день. Я знаю, что сейчас родственникам обещают, что все закончится за две-три недели, но все равно процесс долгий», - отметил Ефименко.

Отметим, что процедура опознания на территории крематория на Шафировском проспекте в Петербурге началась вчера, 2 ноября. Как пишет 47News, в течение дня к вновь прибывающим родственникам устремлялась воздушная блондинка — психолог с живым взглядом и перинным голосом.

​- У вас кто?

​ — Наталья…

​ — Подождите, я сверюсь… Нет, ее еще нет данных, не привезли.

Дальше девушка объясняла, что лучше поехать домой и ждать звонка, поскольку неизвестно, через какое время Бюро судмедэкспертизы на Екатерининском проспекте отдаст тело. Через полминуты разговора она старалась мягко прикоснуться к собеседнику за локоть. Но большинство все-таки оставалось. Многие с застывшим взглядом гуляли рядом со зданием, либо сбивались в группки.

Фото: 47News

В углу зала стояла огородка с парой кроватей и врачом — на случай, если потребуется медицинская помощь. Ведь следующим этапом для родственников станет опознание. Как рассказали сотрудники МЧС, этап переломный: «Он разрывает жизнь на две части — до и после». Здесь же стоял стол с пирожками и кофе. И здесь же был эпицентр боли. Вот сухая женщина неопределенного возраста беззвучно рыдает. Мужчина испуганно держит ее за локоть. Рядом два сотрудника МЧС что-то ей тихо говорят. Вот парень лет 12-ти, почти задыхаясь от слез, часто-часто моргает. Его обнимает психолог. Насколько понял корреспондент издания, он — единственный, кто может сдать кровь на анализ для ДНК-экспертизы. Больше никого нет.

Отметим, каждого погибшего будут опознавать при помощи ДНК-экспертизы, что действительно займет 2-3 недели в силу специфического состояния тел жертв авиакатастрофы. Это делается для того, чтобы все были на 100% уверены, что это их близкие, пишет «Мой район» со ссылкой на источник.

Media playback is unsupported on your device

В Санкт-Петербурге началось опознание тел погибших в результате крушения самолета Airbus A321 компании "Когалымавиа" на Синайском полуострове. По словам представителей оперативного штаба, процесс опознания всех тел может занять до нескольких недель.

Во вторник утром в Петербурге приземлился второй самолет с останками погибших, в то время как на самом месте крушения все еще продолжается поисковая операция.

Глава оперативной группы российского МЧС на Синае Александр Агафонов сообщил, что в понедельник было найдено более 100 предметов личных вещей пассажиров, в том числе два фотоаппарата, два планшета, четыре сотовых телефона, пять паспортов и одно удостоверение личности члена экипажа.

Все эти предметы могут в дальнейшем помочь при идентификации тел погибших в авиакатастрофе.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов прояснить, как в подобных случаях происходит процесс идентификации погибших.

"Это очень трудоемкий процесс"

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Все очень просто – кучки с телами лежат, и эксперты пытаются их сгруппировать по каким-то параметрам, но все это при таких разрушениях весьма относительно, поэтому вот это вот страшное месиво люди проходят и пытаются узнать – по одежде, по фрагментам тела, какие-то наколки, какие-то татуировки, может быть, какие-то особенности – только таким путем", - объяснил Русской службе Би-би-си заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин .

"А так - люди в состоянии шока. Во-первых, просто очень трудно опознать мертвое тело – цвет меняется, а если еще и повреждено, то это очень трудоемкий процесс, чрезвычайно сложно", - говорит эксперт.

"Затем, когда уже признали, что опознание провести невозможно, тогда проводят генетическое исследование. Генетическое исследование проводится, сравнивая генотипы, берется на марлю кровь, если сохранена полость рта – могут взять и слюну. В комплексе – и слюна, и кровь, и кости для исследования. Сейчас же у родственников собрали генетический материал – создается база данных, а потом в эту базу вносятся эти образцы. Дальше, когда есть база данных, полученные гены из образцов и сравнивают их по длине с теми, которые находятся в базе", - рассказывает Пиголкин.

Египетский судмедэксперт, принимавший участие в процедуре осмотра места крушения, рассказал журналистам, что характер повреждений тел пассажиров разбившегося А321 может указывать на то, что до столкновения с землей на борту лайнера произошел взрыв.

"Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей", - цитирует эксперта агентство РИА Новости.

По его словам, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.

Экспертиза ДНК: уроки MH17

Идентификацией тел пассажиров, погибших в результате в июле 2014 года, занимались специалисты Института судебной экспертизы Нидерландов. На сайте этой организации идентификации погибших.

В частности, изучаются отпечатки пальцев и записи стоматологов жертв.

Учитываются и данные о личных вещах пассажиров - например, об их одежде, ювелирных украшениях.

Согласно Институту судебной экспертизы Нидерландов, к анализу ДНК специалисты прибегают только в том случае, если невозможна идентификация по записям стоматолога. В процессе идентификации у погибших берут образцы ДНК - фрагменты мышечной ткани, костной ткани и фрагменты зубов.

"ДНК лучше всего защищена от внешнего воздействия в частях зубов", - говорится на сайте института. После этого специалисты составляют профили ДНК жертв.

Берутся также образцы ДНК (образец слюны) у прямых родственников. Прямые родственники - это родители, дети, братья и сестры погибшего, их ДНК гораздо ближе, чем у дальних родственников, объясняют специалисты.

Кроме того, судмедэксперты получают личные предметы жертв – например, расчески или зубные щетки, на которых могут находиться образцы их ДНК. Но данные, полученные с их помощью, не всегда можно использовать - порой невозможно определить, кому именно принадлежал тот или иной предмет, и не пользовался ли этим предметом кто-либо еще.

То есть это сложный и комплексный процесс: ДНК-профили погибших сравнивают с ДНК-профилями их родственников, а также с ДНК-профилями, сделанными на основании изучения их личных вещей, и с помощью специальной программы проводят их анализ.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «j-by.ru» — Весь бизнес от идеи до реализации