Зарождение психологии как науки в эпоху античности. Психологические учения философов античности и средневековья. «Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»
Дошедшие до нас из глубины веков письменные источники знаний свидетельствуют о том, что интерес к психологическим явлениям зародился у людей очень давно. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - древнейшим взглядом, согласно которому у всего, что существует на свете, есть дух или душа - независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Об этом говорят научные трактаты Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) разработал атомистическую модель мира. Душа - материальное вещество. Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. Например, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.
Впервые человек, его внутренний, духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 гг. до н.э.). В отличие от своих предшественников, философ сосредоточился на убеждениях и ценностях человека, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в человеческой психике он отводил умственной деятельности. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.
Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе ученика Сократа - Платона (427-347 гг. до н.э.). Согласно его учению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Первая - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Второе - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Они находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, объятое различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современной трактовке - волю) и вожделение (мотивацию). Их гармоническое единство придает целостность душевной жизни человека.
Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть ее внутреннюю структуру, вычленив тройственный состав: высшую часть души - разумное начало, среднюю - волевое начало и низшую - чувственное начало. Первая часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа - самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела.
С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а он сам по праву может считаться основателем психологии. Философ отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел).
Душа, по Аристотелю, хотя и бестелесна, но она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Главная сущность души - реализация биологического существования организма. Движущей силой поведения человека является стремление, или внутренняя активность организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Память сохраняет и воспроизводит ощущения.
При характеристике человека философ на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.
Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми.
Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского и выражения наиболее общих суждений и законов.
Перед тем как появилась та психология, какой мы видим ее сейчас, она прошла несколько этапов . Впервые суждения о сознании человека связывали с таким понятием, как анимизм (от лат. «анима» - душа). По мнению представителей тех лет, все, что окружает человека и имеется во вселенной, есть душа. Само представление о душе в то время формировалось на основании множества всевозможных , легенд, сказок и основах, зарождающихся тогда культовых вер.
В 7 - 6 вв. до н. э. с формированием запаса знаний в области таких наук, как математика, врачевание, философия в Древней Греции появляется нужда в рассмотрении души не на основании небылиц, и сказаний, а с точки зрения, полученных знаний в области данных наук.
Психология того времени складывалась из наук, на основании постоянно повторяющихся явлениях, происходящих в обществе, природе и жизнедеятельности человека.
Тогда этот вид психологии именовался натурфилософией и в течение почти XX столетий психология являлась неотъемлемой частью философии. Философия занимала широкое пространство, а психология лишь незначительную долю, связанную с человеком, изучение души (сознания) относилось главным образом к свойствам человеческой психики.
В 5 - 6 вв., когда церковь укрепилась в своем влиянии и господстве, с целью ухода от ее раскола возникла нужда во внесении дополнений и пересмотре отдельных положений христианства. Этот период 4 - 8 вв. принято именовать патристикой, иными словами, учение основоположников церкви, где теология начинает принимать во внимание те знания, которые были получены во времена Античности.
В 6 - 10 вв. церковь приобретает статус хранителя и распространителя знаний. Монастыри хранят книги и занимаются обучением местного населения грамоте. Среди прочих книг имеются и рукописи времен Античности. Но вместе с тем, что церковь являлась смотрительницей и держательницей знаний, она пыталась оставить за собой приоритетные права и всячески мешала формированию иных взглядов и видений, которые бы перечили ее многочисленным положениям христианства.
Психологическая наука, в свою очередь, пытается отыскать свое место в изучении души, обусловить ту сферу проблем, которая может быть ей отдана теологией. Психология нуждается в выделении из теологии, именно поэтому на рубеже 12 - 13 вв., возникает течение под названием деизм, утверждающее, что человек имеет не одну, а две души – духовную (изучение занимается церковь) и плотская, изучаемая психологией. Так, возник предмет изучения психологией.
Поделись статьей с друзьями!
Психологические воззрения Античности и Средневековья
https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/psyhe-150x150.jpg
Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми. Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского осознания и выражения наиболее общих суждений и законов. Перед тем...
Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Первые психологические теории античности
Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное . Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи о карме и перевоплощениях души).
Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.
Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: « есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.
Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое . Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Соприкосновение 8ЙД0ЛЫ (невидимые глазу копии окружающих предметов) с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - и , которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. считал трудным делом.
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о , основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: , слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об человека.
Классический период античной психологии
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.
Существует три вида души: растительная (способна к размножению и питанию), животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью), разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. Ввел понятие нус - всеобщий разум. Мус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения (Платон, Сократ). Новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. оно вечно меняется. Ввел понятие общего чувствилища и ассоциации. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение образов предметов и в их первичные системы. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека (Платон). Провел разграничение разума - практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.
Психологические концепции эллинизма
Школа киников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет самое необходимое для духовной жизни в себе самом. Единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Поэтому они отказывались от комфорта, благ, которые дает общество, бродяжничали.
Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а управляют поведением.
Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.
2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
В развитии античной психологической мысли выделяется ряд этапов, определяющихся доминирующими подходами в понимании и объяснении человека и его души.
2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии
Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о "протофилософии", для которой характерно "наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность" (Чанышев А.Н., 1981. С. 125).
Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:
1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита);
2) италийскую философию (Пифагорийский союз и школа элатов - Ксенофан, Парменид, Зенон);
3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.
Первой философско-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес (624-547 гг. до н.э.), один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Имя Фалеса стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Фалес первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию. Мифологичность взглядов Фалеса проявляется в гилозоизме и анимизме при описании мира: космос - одушевленное целое, полное божественных сил; все явления мира (и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение: Бог - тот ум, "который все создал из воды".
Душа - это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души - способность давать всему движение. Эта рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю: "Камень (магнит) имеет душу, т.к. двигает железо". Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.
Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения ("Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях"; "Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами"; "Не обогащайся нечестным путем"; "Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей" и др.). В них фиксируются и точные психологические наблюдения ("Что трудно? - Познать самого себя"; "Что самое приятное? - Достичь того, что желаешь"; "Что всего слаще - успех"; "Что вредно? - невоздержанность"; "Что невыносимо? - невоспитанность"; "Учи и учись лучшему"; "Блюди меру"; "Находясь во власти, управляй самим собой"; "Как легче всего переносить несчастье? - Если видишь, что врагам приходится еще хуже"). Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: "Как прожить самую праведную жизнь? - Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других". Фалес рисует идеального человека, говоря, что он "телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан".
Представитель Милетской школы - Анаксимандр (610-547) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) - вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира - борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода). Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек - от животных. Доказывал невозможность существования "первочеловека" как предшественника всех живых существ: "…Первоначально человек произошел от животных другого вида, т.к. прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать пищу; человек же один только нуждается в продолжительном кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, никак не мог бы выжить".
Ученик Анаксимандра - Анаксимен (умер предположительно в 528-525 гг. до н. э.) считал, что субстрат всех вещей, первоматерия воздух, который является бесконечным, способным разряжаться и сгущаться, порождая тем самым все сущее. Земля, камни - застывший воздух. Он не отрицал существование богов, но утверждал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из него (свидетельство Августина). При описании космических явлений он использовал метод аналогий с житейскими явлениями: образование земли из воздуха сравнивал с валянием шерсти для войлока; говорил, что звезды входят в небосвод, как гвозди; сравнивал движение неба вокруг Земли с поворачивающейся вокруг головы шапочкой.
Душа, согласно Анаксимену, состоит из воздуха и выполняет интегральную функцию: "Как душа наша … сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос". Впоследствии идеи о воздухе как о составляющей души получили развитие в учении Эпикура.
Вершиной милетской школы было учение Гераклита (530/ 540-470/ 480 гг. до н. э.), взгляды которого, по мнению известного исследователя античности А.Ф. Лосева, носят крайне противоречивый и метафоричный характер; в его работах широко используются мифологизмы. Действительно, идеи Гераклита трудны для понимания. Не случайно современники окрестили его "темным философом". Гераклит - основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения.
Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие "психея", на основе которого родились впоследствии понятия "психика" и "психология".
В работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.
" |