Зарождение психологии как науки в эпоху античности. Психологические учения философов античности и средневековья. «Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

Дошедшие до нас из глубины веков письменные источники знаний свидетельствуют о том, что интерес к психологическим явлениям зародился у людей очень давно. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - древнейшим взглядом, согласно которому у всего, что существует на свете, есть дух или душа - независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Об этом говорят научные трактаты Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) разработал атомистическую модель мира. Душа - материальное вещество. Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. Например, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.

Впервые человек, его внутренний, духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 гг. до н.э.). В отличие от своих предшественников, философ сосредоточился на убеждениях и ценностях человека, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в человеческой психике он отводил умственной деятельности. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе ученика Сократа - Платона (427-347 гг. до н.э.). Согласно его учению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Первая - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Второе - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Они находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, объятое различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современной трактовке - волю) и вожделение (мотивацию). Их гармоническое единство придает целостность душевной жизни человека.

Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть ее внутреннюю структуру, вычленив тройственный состав: высшую часть души - разумное начало, среднюю - волевое начало и низшую - чувственное начало. Первая часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа - самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела.

С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а он сам по праву может считаться основателем психологии. Философ отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел).

Душа, по Аристотелю, хотя и бестелесна, но она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Главная сущность души - реализация биологического существования организма. Движущей силой поведения человека является стремление, или внутренняя активность организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Память сохраняет и воспроизводит ощущения.

При характеристике человека философ на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми.

Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского и выражения наиболее общих суждений и законов.

Перед тем как появилась та психология, какой мы видим ее сейчас, она прошла несколько этапов . Впервые суждения о сознании человека связывали с таким понятием, как анимизм (от лат. «анима» - душа). По мнению представителей тех лет, все, что окружает человека и имеется во вселенной, есть душа. Само представление о душе в то время формировалось на основании множества всевозможных , легенд, сказок и основах, зарождающихся тогда культовых вер.

В 7 - 6 вв. до н. э. с формированием запаса знаний в области таких наук, как математика, врачевание, философия в Древней Греции появляется нужда в рассмотрении души не на основании небылиц, и сказаний, а с точки зрения, полученных знаний в области данных наук.

Психология того времени складывалась из наук, на основании постоянно повторяющихся явлениях, происходящих в обществе, природе и жизнедеятельности человека.

Тогда этот вид психологии именовался натурфилософией и в течение почти XX столетий психология являлась неотъемлемой частью философии. Философия занимала широкое пространство, а психология лишь незначительную долю, связанную с человеком, изучение души (сознания) относилось главным образом к свойствам человеческой психики.

В 5 - 6 вв., когда церковь укрепилась в своем влиянии и господстве, с целью ухода от ее раскола возникла нужда во внесении дополнений и пересмотре отдельных положений христианства. Этот период 4 - 8 вв. принято именовать патристикой, иными словами, учение основоположников церкви, где теология начинает принимать во внимание те знания, которые были получены во времена Античности.

В 6 - 10 вв. церковь приобретает статус хранителя и распространителя знаний. Монастыри хранят книги и занимаются обучением местного населения грамоте. Среди прочих книг имеются и рукописи времен Античности. Но вместе с тем, что церковь являлась смотрительницей и держательницей знаний, она пыталась оставить за собой приоритетные права и всячески мешала формированию иных взглядов и видений, которые бы перечили ее многочисленным положениям христианства.

Психологическая наука, в свою очередь, пытается отыскать свое место в изучении души, обусловить ту сферу проблем, которая может быть ей отдана теологией. Психология нуждается в выделении из теологии, именно поэтому на рубеже 12 - 13 вв., возникает течение под названием деизм, утверждающее, что человек имеет не одну, а две души – духовную (изучение занимается церковь) и плотская, изучаемая психологией. Так, возник предмет изучения психологией.

Поделись статьей с друзьями!

    Психологические воззрения Античности и Средневековья

    https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/psyhe-150x150.jpg

    Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми. Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского осознания и выражения наиболее общих суждений и законов. Перед тем...

Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Первые психологические теории античности

Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное . Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи о карме и перевоплощениях души).

Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.

Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: « есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.

Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое . Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Соприкосновение 8ЙД0ЛЫ (невидимые глазу копии окружающих предметов) с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - и , которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. считал трудным делом.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о , основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: , слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об человека.

Классический период античной психологии

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.

Существует три вида души: растительная (способна к размножению и питанию), животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью), разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. Ввел понятие нус - всеобщий разум. Мус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения (Платон, Сократ). Новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. оно вечно меняется. Ввел понятие общего чувствилища и ассоциации. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение образов предметов и в их первичные системы. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека (Платон). Провел разграничение разума - практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.

Психологические концепции эллинизма

Школа киников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет самое необходимое для духовной жизни в себе самом. Единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Поэтому они отказывались от комфорта, благ, которые дает общество, бродяжничали.

Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а управляют поведением.

Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.

  • 2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
  • 2.1.1. Особенности мифологического мышления
  • 2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
  • 2.2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль
  • 2.2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
  • 2.2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
  • 2.2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля
  • 2.2.6. Эллинистическая психологическая мысль
  • Тема 3. Развитие психологической мысли периода средневековья
  • 3.1. Хронологические рамки и особенности культуры средневековья
  • 3.2.2. Основные положения христианской антропологии
  • 3.2.3. Основные течения философско-психологической мысли средневековья
  • Тема 4. "арабо-язычная средневековая психологическая мысль"
  • 4.1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
  • 4.2. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
  • 4.3. Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
  • Тема 5. Психологическая мысль периода возрождения (конец XV - начало XVII вв.)
  • 5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
  • 5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
  • 5.3. Развитие сенсуалистических идей
  • Тема 6. Философско-психологическая мысль нового времени
  • 6.1.3. Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты науки Нового времени
  • Тема 7. "психологическая мысль XVIII века"
  • 7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века
  • 7.2. Развитие философско-психологической мысли Англии
  • 7.3. Развитие французской философско-психологической мысли
  • 7.5. Психологическая мысль России XVIII в.
  • Тема 8. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.)
  • 8.3. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
  • Тема 9. Предпосылки формирования и оформление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)
  • 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века
  • 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
  • 9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии
  • 9.4.2. Создание экспериментальной психофизиологии
  • 9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
  • Тема 10. Программа развития психологии как научной дисциплины
  • 10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе и.М. Сеченова
  • 10.3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа к.Д. Кавелина
  • 10.4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания ф. Брентано
  • 10.5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой г. Спенсера
  • Тема 11. Период "открытого кризиса" в психологии и основные направления развития психологии в начале хх в.
  • 11.1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия
  • 11.2. Периодизация кризиса в психологии
  • 11.3. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии
  • 11.3.1. Бихевиоризм
  • 11.3.2. Классический психоанализ
  • 11.3.3. Французская социологическая школа
  • 11.3.4. Описательная (понимающая) психология
  • Тема 12. Российская психология в начале хх века (предреволюционный период)
  • 12.3.1. Общая характеристика научных направлений
  • 12.3.2. Экспериментальная психология
  • 12.3.3. Эмпирическая психология
  • 12.3.4. Русская богословская психология
  • Тема 13. Развитие психологии в россии в 20-30-е годы XX в.
  • 13.2.1.Развитие советской психотехники
  • 13.2.2. Развитие советской педологии
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли

    В развитии античной психологической мысли выделяется ряд этапов, определяющихся доминирующими подходами в понимании и объяснении человека и его души.

    2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии

    Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о "протофилософии", для которой характерно "наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность" (Чанышев А.Н., 1981. С. 125).

    Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:

    1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита);

    2) италийскую философию (Пифагорийский союз и школа элатов - Ксенофан, Парменид, Зенон);

    3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.

    Первой философско-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес (624-547 гг. до н.э.), один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Имя Фалеса стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Фалес первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию. Мифологичность взглядов Фалеса проявляется в гилозоизме и анимизме при описании мира: космос - одушевленное целое, полное божественных сил; все явления мира (и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение: Бог - тот ум, "который все создал из воды".

    Душа - это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души - способность давать всему движение. Эта рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю: "Камень (магнит) имеет душу, т.к. двигает железо". Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.

    Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения ("Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях"; "Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами"; "Не обогащайся нечестным путем"; "Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей" и др.). В них фиксируются и точные психологические наблюдения ("Что трудно? - Познать самого себя"; "Что самое приятное? - Достичь того, что желаешь"; "Что всего слаще - успех"; "Что вредно? - невоздержанность"; "Что невыносимо? - невоспитанность"; "Учи и учись лучшему"; "Блюди меру"; "Находясь во власти, управляй самим собой"; "Как легче всего переносить несчастье? - Если видишь, что врагам приходится еще хуже"). Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: "Как прожить самую праведную жизнь? - Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других". Фалес рисует идеального человека, говоря, что он "телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан".

    Представитель Милетской школы - Анаксимандр (610-547) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) - вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира - борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода). Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек - от животных. Доказывал невозможность существования "первочеловека" как предшественника всех живых существ: "…Первоначально человек произошел от животных другого вида, т.к. прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать пищу; человек же один только нуждается в продолжительном кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, никак не мог бы выжить".

    Ученик Анаксимандра - Анаксимен (умер предположительно в 528-525 гг. до н. э.) считал, что субстрат всех вещей, первоматерия воздух, который является бесконечным, способным разряжаться и сгущаться, порождая тем самым все сущее. Земля, камни - застывший воздух. Он не отрицал существование богов, но утверждал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из него (свидетельство Августина). При описании космических явлений он использовал метод аналогий с житейскими явлениями: образование земли из воздуха сравнивал с валянием шерсти для войлока; говорил, что звезды входят в небосвод, как гвозди; сравнивал движение неба вокруг Земли с поворачивающейся вокруг головы шапочкой.

    Душа, согласно Анаксимену, состоит из воздуха и выполняет интегральную функцию: "Как душа наша … сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос". Впоследствии идеи о воздухе как о составляющей души получили развитие в учении Эпикура.

    Вершиной милетской школы было учение Гераклита (530/ 540-470/ 480 гг. до н. э.), взгляды которого, по мнению известного исследователя античности А.Ф. Лосева, носят крайне противоречивый и метафоричный характер; в его работах широко используются мифологизмы. Действительно, идеи Гераклита трудны для понимания. Не случайно современники окрестили его "темным философом". Гераклит - основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения.

    Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие "психея", на основе которого родились впоследствии понятия "психика" и "психология".

    В работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.

    "
    5. Используемые историей психологии методы познания связаны со спецификой ее предмета. Каким образом история становления психологической мысли определяет используемые для ее познания методы? Охарактеризуйте основные методы психолого-исторического исследования. В структуре методологии любой науки (и история психологии здесь не исключение) существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания. можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования: методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ; метод библиометрического анализа, тематический анализ; метод источниковедческого анализа; биографический метод; метод интервью. При этом необходимо отметить, что каждый из указанных методов, во-первых могут выступать как реализация различных методов, во-вторых, - имеет сферу своего преимущественного использования. Структурно-аналитический метод предполагает в качестве целевой задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей. Сравнительно-сопоставительный метод, иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления Генетический метод, в отличие от двух предыдущих методов, ориентированных на получение статичной картины психологического знания, наоборот, имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования Методы сбора и интерпретации фактологических данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Метод анализа категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. Данный метод имеет в своей основе предположение, что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные Метод исторической реконструкции является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих приводит к получению новых, ранее неизвестных характеристик исследуемой реальности. Проблемологический анализ является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.Данный метод ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов ее разрешения. Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно-временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. При использовании данного метода в конкретных историко-психологических исследованиях, как правило, наиболее широкое распространение получает комплексная методика интерпретации и критики источника (включающая в себя: точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особое значение данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии. Тематический анализ, выступая как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы. В дальнейшем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех или иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (в первую очередь на основе вычисления математико-статистических показателей, отражающих трансформацию тем). Библиометрический метод (как один из методов наукометрического анализа) в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. Применение библиометрического метода возможно в двух направлениях: 1) когда прослеживается динамика отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и т.п.) и ставится задача получения совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (в том числе о продуктивности ученого, научной эффективности или динамике исследуемых объектов: ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений); 2) когда выявляются связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. Библиометрический метод реализуется в форме методики библиографического сочетания, направленного на выявление взаимосвязи между двумя публикациями по числу общих цитируемых работ, и методики коцитирования, основанной на изучении связи между публикациями по общим цитируемым работам. Иногда показатели, вычисляемые с помощью данных методик, называют обобщенно как индексы-цитирования. Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых. Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «j-by.ru» — Весь бизнес от идеи до реализации