Порошковый автомобиль. Обеспечение эксплуатационной надежности пожарных автомобилей порошкового тушения. Что представляет собой папт


Пожарный автомобиль порошкового тушения - пожарный автомобиль , оборудованный устройствами для хранения и подачи огнетушащих порошков и предназначенный для доставки на место пожара средств пожаротушения , личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве заряда в пожарном автомобиле порошкового тушения (АП) применяются порошки общего и специального назначения, которые могут эффективно использоваться для тушения нефтепродуктов, газов, установок под напряжением. Особенно эффективен автомобильный порошок при тушении больших проливов жидких горючих веществ. Первый автомобиль порошкового тушения АП-2 (130)-146 с использованием для псевдоожижения аэроднища был освоен 1973 году на Ладанском заводе ППО (затем переименован в ПО «Пожмашина») (Украина) при участии ВНИИПО. В качестве источника сжатого газа в нём применялись два ротационных компрессора, которые обеспечивали рабочее давление в сосуде 0,15 МПа при расходе порошка 20 кг/с из лафетного ствола и 1,2 кг/с - из ручного. В 1979 году этот автомобиль был модернизирован (с доведением рабочего давления до 0,4 МПа и подачей воздуха в сосуд из баллонов). В начале 1980-х гг. ПО «Пожмашина» приступило к производству АП-5 модель 196 на шасси КамАЗ-53213 массой вывозимого порошка до 6000 кг и расходом порошка до 60 кг/с. Этот автомобиль являлся базовой моделью более 10 лет. В 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создали АП-4 на полноприводном шасси КамАЗ-43101. Он имел запас порошка в 4000 кг, рабочее давление 0,8 МПа и расход 80-115 кг/с (лучший из всех отечественных и зарубежных аналогов), что позволяло тушить проливы нефтепродуктов на площади 1000 м 2 (по результатам экспериментов). До 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 1168 автомобилей порошкового тушения. В 1998 году Тульское ПО «Гастройдеталь» изготовило опытный образец АП-4 на шасси КамАЗ-431О1. Этот автомобиль имел в комплектации компрессор для создания избыточного давления газа при подаче порошка. Автомобильный порошок оснащался прицепом для перевозки запаса порошка и его зарядки в «полевых условиях». В 2000 ОАО «Пожтехника» на шасси КамАЗ-53215 изготовило автомобиль АП-5000. Он был оснащён тремя сосудами для порошка и лафетным стволом с расходом до 50 кг/с. для тушения сложных пожаров в городских условиях в 2003 ВНИИПО и ПО «Берег» (Московская обл.) изготовили партию опытных образцов АП-1000 на шасси ЗИЛ-5301. Этот автомобиль, по сравнению с аналогами, имеет лучшее соотношение между запасом порошка (1000 кг) и расходом (40 кг/с), что обеспечивает для данного количества заряда большую огнетушащую эффективность. АП-1000 дополнительно оснащался двумя съёмными передвижными огнетушителями ОП-50 (3). К производству автомобильного порошка в России приступили и другие предприятия. Лит.: Исавнин Н. В. Средства порошкового тушения. М., 1983; Кузнецов Ю.С., Навценя Н.В . пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России /1 Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М, 1997; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

При их использовании следует учитывать, что время работы порошковых установок невелико и что максимальная площадь пожара, которая может быть потушена, также ограничена расходом порошка из лафетных и ручных стволов.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого ОПС. Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75 о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище).

2. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).

В установках первого типа (рис. 9.29) псевдоожижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.

Установки второго типа (рис. 9.30) по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только устройствами для псевдоожижение порошка, представляющими собой форсунки.

Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.

В установках треть-
его типа (рис. 9.31) порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.

Принцип работы порошковых установок первого и второго типов рассмотрим на примере принципиальной схемы порошковой установки первого типа (см. рис. 9.29). Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе. После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.

7
4
5
6
8
1
2
9
3


Рис. 9.31. Схема порошковой установки с совместным хранением сжатого газа
и порошка в сосуде (установка закачного типа):

1 – малогабаритный компрессор; 2 – обратный клапан;3 – порошок; 4 – сифон;
5 – шаровой кран; 6 – лафетный ствол; 7 – фильтр; 8 – датчик давления;
9 – блок автоматики

Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.

Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

Расчет порошковой установки первого и второго типов сводится к определению объема сосуда при заданной массе порошка, запаса транспортирующего газа, объемов баллонов для его хранения, диаметров трубопроводов. Также рассчитываются диаметры проточных частей лафетного и ручного стволов, обеспечивающих заданные расходы порошка.

Объем сосуда W с, м 3 , для порошкового состава определяется по формуле

где G опс – масса вывозимого ОПС, кг; ρ опс – насыпная плотность порошка, кг/м 3 .

Количество сжатого газа G г для работы порошковой установки определяется по формуле

G г = G р + G тр + G пр , (9.7)

где G р – масса газа для создания рабочего давления в сосуде с ОПС, кг;
G тр – масса газа для транспортирования ОПС и его выдачи из сосуда, кг; G пр – масса газа для продувки трубопроводов от остатков ОПС, кг.

Количество газа для создания рабочего давления

G р = W с ρ р , (9.8)

где ρ р – плотность сжатого газа при расчетном рабочем давлении Р р и температуре Т в сосуде; W c – объем свободного пространства, м 3 , принимается 10 % от объема, занимаемого порошком.

Значение ρ р определяется по формуле

где R – газовая постоянная, Дж/(кг×К); Т – температура, К, при расчете принимается 273 К.

Количество газа G тр для транспортирования ОПС и его выдачи определяется по формуле

где G ОПС – масса вывозимого огнетушащего порошка, кг; μ– концентрация газопорошковой смеси, кг порошка/ кг газа.

Для порошковых составов марки ПСБ μ к принимается по рис. 9.32.

Количество газа для продувки трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка принимается 0,2 G р .

Число баллонов для хранения сжатого газа определяется по формуле

где W б – вместимость баллона, м 3 ; r б – плотность сжатия газа в баллоне при расчетном давлении и температуре, кг/м 3 .



Рис. 9.32. Зависимость концентрации газопорошковой смеси от абсолютного давления в сосуде порошковой установки при различных условиях транспортировки:

1 – сплошной поток (установка третьего типа); 2 – средняя концентрация (установка первого типа); 3 – (установка второго типа)

Рабочее давление сжатого газа (воздуха) в сосуде для хранения порошка должно обеспечивать получение порошковых струй с максимально возможной огнетушащей дальностью. Под огнетушащей дальностью понимается дальность, при которой концентрация порошка в струе обладает огнетушащим действием.

Потери давления при транспортировании смеси определяются по формуле

ΣΔP = Δp в + Δp п + Δp р + Δp м + Δp верт, (9.12)

где – потери транспортирующего газа, МПа; – потери давления от транспортирования порошка, МПа; – потери давления на начальный разгон частиц порошка, МПа; – местные потери давления, МПа; – потери давления на вертикальном участке, МПа.

Если к потерям, рассчитанным по формуле (9.12), прибавить давление перед насадком лафетного или ручного ствола, то суммарное давление принимается в качестве расчетного рабочего давления. Величина его уточняется по результатам приемочных испытаний. Следует иметь в виду, что увеличение давления в сосуде сверх расчетного давления ведет к увеличению металлоемкости порошковой установки. Огнетушащая дальность порошковых струй при этом не увеличится.

Насадки лафетного и ручных стволов должны обеспечивать геометрические размеры порошковой струи, чтобы её огнетушащая дальность была максимально возможной. Поэтому конструкция стволов должна быть такой, чтобы статическое давление на их срезе равнялось атмосферному.

Так как работа установки третьего типа происходит при снижении давления в сосуде, то ее расчет сводится к определению начального рабочего давления, чтобы в конце работы установки давление составляло величину, обеспечивающую получение струи со значительной огнетушащей дальностью.

Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового тушения АП – 3 (130) – 148А и АП-5 (23213) – 196. Рабочее давление в сосудах составляло 0,4 МПа.

Установка второго типа использована в конструкции ПА АП –5000-40 (53213)ПМ-567. Принципиальная схема установки приведена на
рис. 9.33. На схеме показан один порошковый сосуд из имеющихся трех. Работа порошковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей поступает к манометру 4 , понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться в очаг пожара лафетным стволом 8 и ручными стволами 12 , которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осуществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7 и 10 и открываются краны 14 . Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16 . Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.



Рис. 9.33. Принципиальная схема порошковой установки пожарного автомобиля
порошкового тушения. АП-5000-40(53213)ПМ-567:

1 – батарея баллонов с коллектором; 2 – кран для зарядки баллонов сжатым газом;
3 – кран для выпуска сжатого газа; 4 – манометр; 5 – фильтры; 6 – предохранительный клапан; 7 – кран для подачи порошка к пожарному стволу; 8 – лафетный ствол;
9 – сосуд; 10 – краны подачи порошка к ручным стволам; 11 – рукавные катушки
с рукавами; 12 – ручные стволы; 13 – форсунки; 14 – кран продувки линий лафетного
и ручных стволов; 15 – кран подачи сжатого газа в сосуд; 16 – кран для выпуска
сжатого газа из сосуда; 17 – редуктор; 18 – кран подачи газа к редуктору

Порошковая установка смонтирована на шасси КамАЗ-53213 и имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. К раме шасси крепится подрамник, на котором установлены три сосуда для порошка и отсеки. Объем сосуда составляет 1,9 м 3 и вмещает 1667 кг порошка. Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси. На крыше каркаса секции закреплен лафетный ствол с расходом порошка 40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.

Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверями. Сосуды для хранения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены 4 лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения.

В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40 м и условным проходом 20 мм. Максимальная подача порошка через ствол составляет 5 кг/с.

Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состоящая из газоструйного вакуум-аппарата и пневмоцилиндра. Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно.

При эксплуатации ПА большое значение имеет своевременное техническое обслуживание. Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах.

Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют ежедневные проверки состояния оборудования, ежегодные проверки количества газа в баллонах и качества огнетушащего порошка, периодические проверки сосудов, работающих под давлением.

Ежедневно проводится осмотр и проверка порошковых установок дежурным караулом.

Периодические проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) проводятся согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

При их использовании следует учитывать, что время работы порошковых установок невелико и что максимальная площадь пожара, которая может быть потушена, также ограничена расходом из лафетных и ручных стволов.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого ОПС. Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковая установка ПА может состоять из 1,2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы должны обеспечивать расход от 20 до100 кг/с. Они должны поворачиваться в горизонтальной плоскости на 360 0 и в вертикальной плоскости в пределах от 15 до 60 0 . Ручные стволы должны иметь расход порошка не более 5 кг/с. Их количество должно быть не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище).

2.С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде(установки закачного типа).

В установках первого типа псевдоожижение порошка происходит при наборе давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.

Установки второго типа по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только аэрирующими устройствами, представляющими собой форсунки.

Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.

В установках третьего типа порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.

Принцип работы порошковых установок 1 и 2 типов рассмотрим на примере принципиальной схемы порошковой установки первого типа. Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15…20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее поступает под аэроднище в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. По достижении рабочего давления установка готова к работе. После этого открытием шаровых кранов порошок может подаваться к лафетному или ручному стволу. После закрытия шаровых кранов подачи порошка необходимо продуть трубопроводы и рукавные линии от остатков порошка. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.

Аналогичным образом работает и порошковая установка 2 – го типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.

Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других в следующем. Сжатый воздух и порошок хранятся в сосуде под высоким давлением, например 3,2 МПа. В процессе боевого дежурства вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. При работе порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

Расчет порошковой установки первого и второго типов сводится к определению объема сосуда при заданной массе порошка, запаса транспортирующего газа, баллонов для его хранения, диаметров трубопроводов. Также рассчитываются диаметры проточных частей лафетного и ручного стволов, обеспечивающие заданные расходы порошка.

Объем сосуда W , м 3 , для порошкового состава определяется по формуле:

где G опс – масса вывозимого ОПС, кг;

ρ опс - насыпная плотность порошка, кг/м 3 ;

W с – объем свободного пространства, м 3 , принимается 10% от объема, занимаемого порошком.

Количество сжатого газа G г для работы порошковой установки определяется по формуле:

G г = G р + G тр + G пр, (9.7)

где G р – масса газа для создания рабочего давления в сосуде с ОПС, кг;

G тр - масса газа для транспортирования ОПС и его выдачи из сосуда, кг;

G пр - масса газа для продувки трубопроводов от остатков ОПС, кг.

Количество газа для создания рабочего давления

G р = W с ρ р, (9.8)

где ρ р - плотность сжатого газа при расчетном рабочем давлении Р р и температуре Т в сосуде.

Значение ρ р определяется по формуле

где R - газовая постоянная, Дж/кг×град К;

Т – температура, град К, при расчете принимается 273°К.

Количество газа G тр для транспортирования ОПС и его выдачи определяется по формуле:

где G ОПС – масса вывозимого огнетушащего порошка, кг;

μ - концентрация газопорошковой смеси, кг порошка/ кг газа.

Для порошковых составов марки ПСБ μ к принимается по рис.9.32.

Количество газа для продувки трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка принимается 0,2 G р.

Число баллонов для хранения сжатого газа определяется по формуле:

где W б - вместимость баллона, м 3 ;

r б - плотность сжатия газа в баллоне при расчетном давлении и температуре, кг/м 3 .

Рабочее давление сжатого газа (воздуха) в сосуде для хранения порошка должно обеспечивать получение порошковых струй с максимально возможной огнетушащей дальностью. Под огнетушащей дальностью понимается дальность, при которой концентрация порошка в струе обладает огнетушащим действием.

Потери давления при транспортировании смеси определяется по формуле:

ΣΔP = , (9.12)

где - потери транспортирующего газа, МПа;

- потери давления от транспортирования порошка, МПа;

- потери давления на начальный разгон частиц порошка, МПа;

Местные потери давления, МПа;

Потери давления на вертикальном участке, МПа.

К потерям добавляется значение давления перед насадком лафетного или ручного стволов, необходимого для создания порошковой струи. Это суммарное давление и принимается в качестве расчетного рабочего давления. Величина его уточняется по результатам приемочных испытаний. Следует иметь ввиду, что увеличение давления в сосуде сверх расчетного давления ведет к увеличению металлоемкости порошковой установки. Огнетушащая дальность порошковых струй при этом не увеличится.

Насадки лафетного и ручных стволов должны обеспечивать геометрические размеры порошковой струи, чтобы её огнетушащая дальность была максимально возможной. Поэтому конструкция стволов должна быть такой, чтобы статическое давление на их срезе равнялось атмосферному.

Так как работа установки третьего типа происходит при снижении давления в сосуде, то ее расчет сводится к определению начального рабочего давления, чтобы в конце работы установки давление составляло величину, обеспечивающую получение струи с значительной огнетушащей дальностью.

Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового тушения АП – 3 (130) – 148А и АП-5 (23213) – 196. Рабочее давление в сосудах составляло 0,4 МПа.

Установка второго типа использована в конструкции ПА АП –5000-40 (53213)ПМ-567. Работа порошковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей поступает к манометру 4, понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться в очаг пожара лафетным стволом 8 и ручными стволами 12, которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осуществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7 и 10 и открываются краны 14. Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16. Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.

Порошковая установка смонтирована на шасси КамАЗ-53213 и имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. К раме шасси крепится подрамник, на котором установлены три сосуда для порошка и отсеки. Объем сосуда составляет 1.92 м и вмещает 1667 кг порошка. Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси. На крыше каркаса секции закреплен лафетный ствол с расходом порошка 40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.

Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверями. Сосуды для хранения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены 4 лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения.

В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40м и условным проходом 20мм. Максимальная подача порошка через ствол составляет 5кг/с.

Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состоящая из газоструйного вакуумаппарата и пневмоцилиндра. Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно.

При эксплуатации ПА большое значение имеет своевременное техническое обслуживание. Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах.

Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют ежедневные проверки состояния оборудования, ежегодные проверки количества газа в баллонах и качества огнетушащего порошка, периодические проверки сосудов, работающих под давлением.

Ежедневным осмотром проверяются порошковые установки с помощью дежурного караула.

Периодичные проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) производятся согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.

Пожарные автомобили комбинированного тушения

Автомобили комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, авиационных и других видах транспорта, находящихся на стоянках, а также и в населенных пунктах.

Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения ОПС и воздушно – механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно – механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения. Достоинство такого способа заключается в надежности тушения и эффективном использовании огнетушащих веществ.

При комбинированном способе тушения необходимо применять такие ОПС и пенообразователи, которые обеспечивают оптимальную стойкость пены при ее взаимодействии с порошком.

Классификация АКТ зависит от ряда признаков. На компоновку влияет тип установки (порошковая, пенная или водо-пенная), а также конструкция базового шасси. Как правило, такие автомобили монтируют на шасси повышенной проходимости. Выбор шасси определяется, прежде всего, его назначением, при защите того или иного объекта. В связи с этим запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.

На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.

Примером АКТ легкого типа является АКТ 1/1(4320), который смонтирован на шасси Урал-4320 и представляет собой пенную и порошковую установки. Пожарный автомобиль имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. Пенный и порошковый сосуды расположены на специальной платформе. Платформа оборудована боковыми бортами. В передней части платформы предусмотрен отсек для размещения пожарного оборудования и воздушных баллонов, над которыми расположена рабочая площадка ствольщика.

Порошок и раствор пенообразователя подаются к стволам пневматическим способом, с помощью сжатого воздуха, который хранится в шести 50-ти литровых баллонах под давлением 15 МПа. При открытии запорных вентилей баллонов воздух через редуктор давления, отрегулированный на давление 1 МПа, по трубопроводам поступает в рабочие сосуды огнетушащей установки и вытесняет огнетушащие вещества. Открытием соответствующего крана на порошковой и пенной коммуникациях подается пена или порошок через лафетные и ручные стволы на очаг пожара.

Управление кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через лафетные стволы дистанционное электропневматическое и осуществляется ствольщиком с пульта управления, расположенного у лафетного ствола. Кнопки управления кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через ручной сдвоенный ствол сосредоточены на основном пульте управления, расположенном на левом борту кузова за отсеком для размещения оборудования.

Рабочая зона лафетного ствола равна: вправо и влево на 150 0 в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости: вверх – 60 0 , вниз – 15 0 . Кроме отсека пожарное оборудование размещается на платформе.

Сосуды для хранения огнетушащих веществ выполнены из стали и состоят из цилиндрической обечайки и эллиптических днищ. В корпус сосуда встроена сифонная труба, предназначенная для выдачи огнетушащих веществ. В нижнее днище вварен патрубок со съемной крышкой для удаления остатков огнетушащего вещества из сосуда. В верхнее днище вварена заправочная горловина, которая закрывается крышкой со встроенным предохранительным клапаном. По принципу работы порошковая установка относится к второму типу. При наборе рабочего давления и псевдоожижении порошка сжатый газ подается через форсунки. После набора давления в начале выдачи порошка срабатывает специальное устройство, которое переключает дальнейшую подачу сжатого газа в верхнюю часть сосуда.

В сосуды загружается 900 кг порошка и 1000 л раствора пенообразователя. Основание ножек сосуда крепятся к раме кузова на эластичных прокладках при помощи болтов и гаек. Баллоны со сжатым воздухом закрепляются в специальных ложементах с помощью поясов.

Лафетный ствол сдвоенный предназначен для подачи порошка и воздушно – механической пены на очаг пожара как при движении, так и при стоянке автомобиля. Управление лафетным стволом осуществляется вручную при помощи рукоятки. Огнетушащие вещества к стволу подаются по двум каналам, в нижней части которых подсоединены два патрубка для прикрепления рукавов от пенного и порошкового сосудов.

Заправка сосуда порошком производится вручную через загрузочную горловину с помощью воронки. Аналогично заправке сосуда порошком осуществляется и заправка сосуда раствором пенообразователя.

Так как отсутствует обогрев сосуда для хранения раствора пенообразователя, автомобиль не может находиться в зимнее время на открытом воздухе более 10 . . . 15 мин.

Конструкция кузова позволяет производить его перестановку на любое другое шасси соответствующей грузоподъемности без переоборудования установок. Возможно три варианта производства пожарного автомобиля такой конструкции в качестве АКТ, а также в качестве АП и АПТ. При использовании по варианту АПТ или АП изменяется лишь лафетный и ручной стволы. Запас огнетушащего вещества по варианту АПТ составляет 2 т раствора пенообразователя, а по варианту АП – 2 т ОПС.

Примером АКТ среднего типа является АКТ – 6/1000 – 80/20 (53229), смонтированный на шасси КамАЗ – 53229.

Пожарный автомобиль АКТ может подавать на очаг пожара огнетушащий порошок, воздушно – механическую пену и воду. Достоинством его компоновки является наличие дополнительной кабины для боевого расчета. Вследствие этого боевой расчет может быть 7 человек, включая водителя. Такое количество боевого расчета может обеспечить максимальное боевое использование возможностей пожарного автомобиля.

За кабиной боевого расчета монтируется порошковая установка. Основным ее элементом является сосуд для хранения порошка, в который загружается 1000 кг ОПС. Рабочее давление равняется 1,2 МПа. Сосуд выполнен из стали и состоит из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ. В крышку сосуда встроен сифонный трубопровод для выдачи огнетушащего порошка. На ней также монтируется предохранительный клапан и штуцер для загрузки сосуда порошком.

В нижнюю часть сосуда вмонтированы форсунки, через которые сжатый воздух подается в сосуд для псевдоожижения порошка и транспортирования его к лафетному стволу и по рукавам к ручным стволам. Сосуд крепится болтами к раме баков для хранения пенообразователя.

В качестве транспортирующего газа в порошковой установке используют воздух, который хранится в баллонах, соединенных общим коллектором высокого давления. Давление в баллонах составляет 15 МПа.

Порошок на очаг пожара подается с помощью лафетного ствола и двух ручных стволов. Лафетный ствол установлен на крыше пожарного автомобиля и обеспечивает подачу порошка с расходом 20 кг/с. Управление стволом осуществляется с помощью рукоятки. Для управления выдачей порошка к лафетному стволу установлен шаровой кран.

Оба ручных ствола находятся в нижних отсеках кузова автомобиля и расположены симметрично справа и слева относительно сосуда. Рядом со стволами находятся барабаны с катушкой. Длина рукава на катушке 16 м с условным диаметром 20 мм и 10 м с условным диаметром 32 мм.

Блок управления порошковой установкой расположен по левому борту ПА и включает манометры, редуктор и рычаг управления подачи порошка к лафетному и ручному стволам и их продувки после работы.

Вокруг сосуда для хранения порошка на специальной раме смонтированы две цистерны для хранения пенообразователя. Рама крепится к шасси автомобиля. Сосуды выполнены из нержавеющей стали общей вместимостью не менее 2000 л.

За сосудом с порошком расположена цистерна для воды, изготовленная из стали.

В верхней части цистерны имеется отверстие с горловиной, закрываемой крышкой с резиновым уплотнением.

Насосная установка размещена в задней части кузова и состоит из пожарного центробежного насоса «Циглер» с автоматической вакуумной системой «Трокомат», системы трубопроводов и запорной арматуры.

Подача насоса составляет 90 л/с при напоре 100 м.

Для подачи на очаг пожара воды или воздушно – механической пены используется комбинированный лафетный ствол. Расход через ствол составляет 60 л/с по воде или раствору пенообразователя.

Ствол, как и порошковый, вращается в горизонтальной плоскости 360 0 и в вертикальной вниз на 15 0 и вверх на 75 0 .

Для подачи воды могут использоваться ручные стволы с рукавными линиями и ручной перекрывной ствол с рукавом на рукавной катушке.

Воздушно – механическая пена средней кратности может подаваться на очаг пожара по двум рукавным линиям и генераторам ГПС – 600.

Боевое использование ПА целевого применения зависит от правильной организации их технического обслуживания после пожара. Это требование можно обеспечить при организации в гарнизонах специальных инженерных комплексов. На комплексах должны выполняться следующие операции:

1. Механизированная приемка и хранение огнетушащих веществ (пенообразователей, огнетушащих порошков).

3. Механизированная заправка АКТ и АПТ пенообразователем или его раствором.

С цепью сокращения времени обслуживания ПА после пожара операции должны совмещаться.


Литература

1. Боевой устав пожарной охраны. – М.: МВД Российской Федерации, 1996. – 46 с.

2. Наставление по технической службе. – М. – МВД Российской Федерации, 1996. – 170 с.

3. Средства обеспечения аварийно-спасательных работ. Вып.4. – М.: ВНИИПО МВД РФ, 1999. – 148 с.

4. Нормы пожарной безопасности. ВНИИПО, утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ, 1996. – 2000.

5. Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. – М.: Стройиздат, 1989. – 96 с.

6. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989. – 236 с.

7. Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И. и др. Эксплуатация пожарной техники. – М.: Стройиздат, 1991. – 414 с.

8. Волков В.Д., Ерохин С.П. и др. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях. – М.: ВНИИПО, 1999. – 236 с.

9. Безбородько М.Д., Брежнев А.А. и др. Охрана труда пожарных. Современные требования. – М.: Стройиздат, 1993. – 184 с.

10. Технические описания и инструкции по эксплуатации пожарной техники: ОАО «Пожтехника» г.Торжок; АМО ЗИЛ г.Москва; Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, г.Варгаши.

11. Яковенко Ю.Ф., Кузнецов Ю.С. Техническая диагностика пожарных автомобилей. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.

12. Техническая эксплуатация автомобилей // Под ред. д.т.н., профессора Кузнецова Ю.С.. – М.: Транспорт, 2000. - с.

Транскрипт

1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ Н.Б. Маркова; М.Р. Сытдыков, кандидат технических наук; А.С. Поляков, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Представлены вопросы, посвященные повышению готовности пожарных автомобилей порошкового тушения к боевому применению путем разработки программы обеспечения надежности на этапе эксплуатации, включающей ряд мероприятий научного, технического и организационного характера. Рассмотрены вопросы достаточности показателей надежности, применяемых для оценки качества пожарных автомобилей порошкового тушения. Ключевые слова: пожарный автомобиль порошкового тушения, показатели надежности, программа обеспечения надежности, включающая ряд мероприятий TO ENSURE SAFE WORKING FIRE PUMPER N.B. Markova; M.R. Sytdykov; A.S. Poliakov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia Presented questions about preparedness fire pumper for combat use by developing programs to ensure reliability during the operational phase, consisting of a series of activities of scientific, technical and organizational nature. The questions the adequacy of reliability indices used to assess the quality of the about preparedness fire pumper. Keywords: fire pumper, indicators of reliability, reliability program, which includes a number of activities Для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах предназначены пожарные автомобили порошкового тушения (АП), обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. К ним относятся и пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ), где наряду с водой и пенообразователем имеется порошок . В настоящее время в подразделениях МЧС России насчитывается немногим более 100 единиц АП, что составляет порядка 50 % от заявленной в них потребности. Фактический средний срок службы основной массы АП превышает 20 лет (табл. 1, 2). Их суммарная остаточная стоимость составляет около 100 млн рублей. Порошковые системы АП характеризуются количеством сосудов для огнетушащего порошка (1 3 единицы), массой вывозимого огнетушащего порошка (от 700 до 6300 кг), способом заполнения цистерн огнетушащим порошком (вручную или с помощью вакуумной системы автомобиля) и рабочим давлением в сосудах с огнетушащим порошком (от 0,4 до 14,7 МПа). Особенность жизненного цикла АП заключается в том, что на этапе эксплуатации его основу составляют периоды ожидания применения по назначению, которое, как показывает опыт, может вообще не состояться из-за высокой степени пожарной безопасности защищаемых объектов. Но в этот период накапливаются отказы базового шасси и специального оборудования АП разной природы : 38

2 скрытые (не обнаруживаемые визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования); деградационные (обусловленные естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил, норм проектирования, изготовления и эксплуатации); эксплуатационные (возникшие по причине, связанной с нарушением установленных правил и условий эксплуатации, особенно на этапе хранения). п/п Таблица 1. Сведения о наличии АП в региональных центрах МЧС России Региональные центры МЧС России до 5 АП (ед.) количество техники по срокам эксплуатации (лет) свыше 20 наличие на г. на шасси КАМАЗ на шасси УРАЛ 1 Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Пожарные части ФПС ГУ МЧС России по г. Москве Подразделения спец. пожарной охраны Итого: Таблица 2. Распределение АП в Северо-Западном федеральном округе другие шасси п/п Марка пожарного автомобиля порошкового тушения 1 АП (5301 БО) ЗИЛ 2 АП (5301 БО) ЗИЛ 3 АП КАМАЗ (53215) 4 АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ Место нахождения России по г. Санкт-Петербургу (4 ОФПС, 16 ПЧ) России по Ленинградской обл. (19 ОФПС, г. Сосновый Бор) России по г. Санкт-Петербургу (7 ОФПС, 3 ПЧ) России по Республике Коми Главное управление МЧС России по Архангельской области Главное управление МЧС России по Калининградской области России по Псковской области Год выпуска Количество (ед.) Итого 10 39

3 Исходя из специфики боевого применения, АП практически весь жизненный цикл находится в режиме ожидания, поэтому надежность в условиях эксплуатации (по аналогии с военной техникой) должна характеризоваться : коэффициентом оперативной готовности Ког, отражающим вероятность работоспособного состояния в любой произвольный момент времени (кроме длительности ремонтов и технических обслуживаний), начиная с которого будет работать безотказно в течение заданного интервала времени; коэффициентом готовности Кг вероятности работоспособного состояния в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, когда применение объекта по назначению не предусматривается. Связь между коэффициентами Ког и Кг выражается зависимостью : Ког=Кг. Р(t); T Кг= T + T в, где Р(t) вероятность безотказной работы в течение заданного интервала времени; T наработка на отказ; Tв среднее время восстановления работоспособного состояния. Учитывая возможность возникновения субъективных отказов, вызванных людьми (эксплуатирующих, обслуживающих и/или ремонтирующих АП), следует в предыдущую зависимость ввести величину Рл(t) вероятность безошибочных действий личного состава (экипажа, боевого расчета) в течение заданного интервала времени. Тогда получим: Ког=Кг Р(t). Рл(t). С позиций метрологии все эти величины должны быть измерены с доверительной вероятностью не менее 0,95 . В этом случае минимальное значение Ког составит 0,86. Следовательно, его нельзя признать достаточным для утверждения, что АП будет способно потушить пожар. Если даже принять 100 % уверенность в правильных действиях личного состава (в чем существует большое сомнение), то и тогда получим Ког=0,90. Обращение к справочно-информационным источникам показало, что сведения о показателях надежности АП либо полностью отсутствуют, либо характеризуются перечнем, не полностью отражающим специфику их применения по назначению : гамма процентный (γ =80 %) ресурс работы специальных агрегатов до первого капитального ремонта, равный 1400 ч или не менее 600 срабатываний; гамма процентная (γ =80 %) наработка специальных агрегатов до первого отказа, равная 130 ч или не менее 70 срабатываний; полный средний срок службы не менее 10 лет. Приведенный перечень показателей надежности ничего практически не значит в условиях отсутствия реальной наработки специальных агрегатов. Кроме того, уровень гамма процентной наработки при (γ =80 %) не является достоверным по метрологическим правилам . Следовательно, необходимо принимать скоординированные действия заказчиков и производителей по выполнению требований к эксплуатационной надежности АП как к средствам обеспечения пожарной безопасности критически важных объектов. В противном случае целесообразность существования такого вида пожарной техники может быть поставлена под большое сомнение. Как известно, особенностью АП является наличие в конструкции сосудов для хранения огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установки, лафетных и ручных стволов, относящихся к оборудованию, работающему под высоким давлением 40

4 и требующему строгого соблюдения установленных правил безопасности. Поэтому при эксплуатации АП большое значение имеет своевременное техническое обслуживание . Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют периодические проверки состояния оборудования и качества огнетушащего порошка, часть которых выполняют дежурные караулы и другие специалисты ГПС МЧС России. Сосуды и оборудование, работающее под давлением, контролируют специалисты Ростехнадзора согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах. Между тем специфика конструкции и очень редкое боевое применение этого типа автомобилей приводят к тому, что личный состав АП утрачивает практические навыки в работе. При этом объем технических обслуживаний фактически сведен к минимуму (внешним осмотрам), и этот факт грозит снижением их потенциальной эффективности, вплоть до полной невозможности использования по назначению. Для повышения готовности к боевому применению АП представляется целесообразной разработка программы обеспечения надежности на этапе эксплуатации, включающей (наряду с другими мероприятиями управления): подготовку специалистов и повышение их квалификации путем организации гарнизонных, региональных (или межрегиональных) специальных полигонов для обучения, тренировок личного состава и проверки боеготовности по тушению пожаров (по аналогии с полигонами Вооруженных Сил Российской Федерации и стрельбами из штатного оружия); совершенствование системы технического обслуживания на основе внесения конструктивных изменений в АП новых поколений, позволяющих проводить непосредственно в пожарных частях подразделений ФПС МЧС России периодические проверки состояния порошка и специального оборудования по аналогии с «прокруткой механизмов», как это принято, например, на кораблях Военно-морского флота; корректировку информационного обеспечения качества АП за счет внесения в конструкторскую (эксплуатационную) документацию показателей надежности, характеризующих работоспособность спецоборудования при нахождении в режиме ожидания боевого применения и тушения пожара. Отдельного внимания заслуживают данные табл. 1 о количестве АП, произведенных более 20 лет назад. Для решения их дальнейшей судьбы целесообразно детально, по каждой единице, провести обследование на пригодность к модернизации и доведения фактических характеристик до современных требований и существующих взглядов на перспективы использования АП, вплоть до переоборудования в автоцистерны для водяного или комбинированного тушения. Литература 1. Пожарная техника: учеб. / под ред. М.Д. Безбородько. М.: Акад. ГПС МЧС России, с. 2. ГОСТ Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Основные положения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 3. ГОСТ Р Надежность в технике. Система управления надежностью. Основные положения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 4.ГОСТ Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 5. Животкевич И.Н., Смирнов А.П. Надежность технических изделий. М.: Ин-т испытаний и сертификации вооружений и военной техники, с. 6. ГОСТ Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Государственные стандарты России. URL: 41

5 76 (дата обращения:). 7. ГОСТ Р Неопределенность измерения. Государственные стандарты России. URL: docs.cntd.ru/document/ (дата обращения:). 8. Каталог пожарно-технической продукции и её производителей // Нормативная справочно-информационная система в области пожарной безопасности (50). 9. Автомобиль порошкового тушения пожарный АП (53213)ПМ-567: формуляр ПМ ФО. Торжок: ОАО «Пожтехника». 10. ГОСТ Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 42


НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ Это количественные характеристики одного или нескольких свойств объекта, определяющих его надежность. Значения показателей получают

Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра эксплуатации и ремонта автомобилей Анализ и учет эффективности работы технических служб АТП

Доклад заместителя начальника Академии ГПС МЧС России по научной работе доктора технических наук, профессора Алешкова М.В. на пленарном заседании 25-й международной научно-технической конференции "Системы

Лекция 4. Основные количественные показатели надежности технических систем Цель: Рассмотреть основные количественные показатель надежности Время: 4 часа. Вопросы: 1. Показатели оценки свойств технических

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ С.А. Техтереков, кандидат педагогических наук. Сибирская пожарно-спасательная академия филиал Санкт-Петербургского

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОСНОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ

Анализ изобретательской активности в регионах Российской Федерации Динамика подачи заявок на регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных схем по федеральным округам РФ в 2006-2012

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ МОСКВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18 сентября 2000 г МОСКВА 4 Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области

Ш.Ш. Дагиров, М.В. Алешков (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЖАРНОЙ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Проведён анализ технологии создания современной

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА КАК СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С «НЕТЕРПЕЛИВЫМИ» ЗАЯВКАМИ Д.А. Малышев; А.А. Таранцев, доктор технических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет

А.Н. Членов, Т.А. Буцынская, Буй Суан Хоа (Россия, Вьетнам) КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСТАНОВОК АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ Предложен комплексный параметр

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ЗАЩИТЕ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ А.А. Грешных, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ М.В. Елфимова, зам. начальника кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России В работе представлена оценка размещения

ГОСТ 21623-76 Группа Т51 МКС 03.080.10 03.120 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система технического обслуживания и ремонта техники ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ Термины и определения System of technical

ГОСТ 18322-78 Группа Т00 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ Термины и определения МКС 01.040.03 03.080.10 Equipment maintenance and repair system. Terms and

Баринов С.А., Цехмистров А.В. 2,2 Слушатель Военной Академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНО- АРТИЛЛЕРИЙСКОГО

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОВЕРОК СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ В.А. Белянин. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Анализируются проблемы принятия управленческих

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» г.санкт-петербург Требования по надежности оборудования для АЭС НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АУДИТА И ЭКСПЕРТИЗ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ СТРЕЖНЕВ 1 ВВЕДЕНИЕ Надежное оборудование

Основные понятия и определения. Виды технического состояния объекта. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Техническое обслуживание (согласно ГОСТ18322-78) это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности

УРАЛ КАМАЗ Объем промышленного производства автомобилей пожарных с 2010 по 2013 г.г. (по данным Росстат) 2010 2011 2012 2013 Автомобили пожарные 1514 1997 2584 2085 Темп прироста к предыдущему году, %

3 Содержание учебно-методических материалов 1. Нормативно-правовое обеспечение... 4 2. Структура и содержание... 6 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы... 6 2.2. Распределение часов по видам

Министерство сельского хозяйства российской федерации ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» Факультет Заочного образования Кафедра «Ремонт и надежность машин»

СОДЕРЖАНИЕ 3 п/п Содержание рабочей программы Стр. 1. Паспорт рабочей программы производственной практики 4 2. Структура и содержание производственной практики 6 3. Условия реализации программы производственной

ГОСТ 27.402-95 Группа Т59 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Надежность в технике ПЛАНЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СРЕДНЕЙ НАРАБОТКИ ДО ОТКАЗА (НА ОТКАЗ) Часть 1 Экспоненциальное распределение Dependability in technics

1 Лекция 5. Показатели надежности ЭТО Показатели надежности характеризуют такие важнейшие свойства систем, как безотказность, живучесть, отказоустойчивость, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность

Nadegnost.narod.ru/lection1. 1. НАДЕЖНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ При анализе и оценке надежности, в том числе и в электроэнергетике, конкретные технические устройства именуются обобщенным понятием

ГОСТ Р 56079-2014 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Изделия авиационной техники БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ НОМЕНКЛАТУРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР НАДЕЖНОСТЬ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСТ 26291-84 (СТ СЭВ 4334-83) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

Еще раз про надежность компонентов СПС Часть 3 Организация испытаний на надежность Надежность во всех отраслях техники имеет существенную связь с экономическими показателями деятельности, как производителя

НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Информация о дисциплине Вид учебной деятельности Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Лабораторная работа 7. Тема «Работа с таблицами в Microsoft Word» Задание:. Создать таблицу согласно своему варианту, обратить внимание на оформление таблицы заливку, выравнивание текста в ячейках, направление

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 декабря 2018 г. 61 Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Требования к программе по

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТ (ЭКСПЛУАТИРУЮТ) ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, СТАЦИОНАРНО УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОДЪЁМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПОДЪЁМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Модуль МДК05.0 тема4. Основы теории надёжности Теория надежности изучает процессы возникновения отказов объектов и способы борьбы с этими отказами. Надежность - это свойство объекта выполнять заданные

4 5 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы производственной (по профилю специальности) практики 2. Результаты освоения рабочей программы производственной (по профилю специальности) практики 3. Тематический

ГОСТ 27883-88 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ. НАДЕЖНОСТЬ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Издание официальное БЗ 4-98 ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ОЦЕНИВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБОРУДОВАНИЯ АЭС Антонов А.В., Дагаев А.В. Обнинский институт атомной энергетики, Россия В настоящее время ряд энергоблоков атомных

ЛЕКЦИЯ-6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ План 1. Понятие о техническом состоянии автомобиля и его составных частей 2. Предельное состояние автомобиля и его составных частей 3. Определение критериев

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ А.В. Богданов, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России В статье акцентируется информационный

Структурная надежность. Теория и практика Антонов А.В., Пляскин А.В., Татаев Х.Н. К ВОПРОСУ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ РЕЗЕРВИРОВАННЫХ СТРУКТУР С УЧЕТОМ СТАРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В статье рассматривается вопрос расчета

SWorld 1-12 October 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2013 SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR PRACTICAL APPLICATION. MODERN

Обеспечение пожарной безопасности нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации, особенно в условиях отсутствия поблизости источников воды, является весьма серьезной задачей. Для решения этой проблемы

УДК 614.842.8 Нургалиев К.Ф., магистрант Воронежский институт ГПС МЧС России филиал Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России, Россия, г. Воронеж Сметанкина Г.И. к.т.н., профессор кафедры ОГО

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2016 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по метрологии в наноиндустрии Содержание I. Общие сведения... 1 II. Описание

НАДЕЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ВИДЫ И КРИТИЧНОСТЬ ОШИБОК. Дроботун Е. Б. Военная академия воздушно космической обороны, г.тверь [email protected] В работе рассматриваются качество и надежность программного

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ В.В. Мурашка; Е.Ю. Мирясов; Ю.Д. Моторыгин, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 201 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по метрологии в наноиндустрии Содержание I. Общие сведения... 1 II. Описание

ГОСТ Р 57974-2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАДЁЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ 1.1.Причины обострения проблемы надежности РЭУ...8 1.2. Основные понятия и определения теории надежности...8 1.3. Понятие отказа. Классификация отказов...1

ГОСТ 27518-87 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Издание официальное Стандартинформ 2009 техническое свидетельство УДК 658.58:620.1:006.354 М

Аннотация к рабочей программе ПМ.03. Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно спасательной техники по профессии 20.01.01 Пожарный 1. Место профессионального модуля в структуре ППКРС. Рабочая программа

Лекция 3 3.1. Понятие о потоке отказов и восстановлений Восстанавливаемым называется объект, для которого восстановление работоспособного состояния после отказа предусмотрено в нормативнотехнической документации.

Номенклатура товаров и перечень документов по стандартизации, устанавливающих требования к ним по направлению «Компрессоры объёмного действия технологические» Перечень МТР п/п Код ОКПД 2 Наименование оборудования

ГОСТ 4.331-85 УДК 614. 846.3: 006.354 Группа Т51 ОКП: 48 5421, 48 5422 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Система показателей качества продукции МОТОПОМПЫ ПОЖАРНЫЕ Номенклатура показателей Product-quality

КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ И ОЦЕНКА РЕСУРСА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ Дубов Анатолий Александрович Генеральный директор ООО «Энергодиагностика»,

ГОСТ Р 27.404-2009 Группа Т59 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Надежность в технике ПЛАНЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОЭФФИЦИЕНТА ГОТОВНОСТИ Dependability in technics. Compliance test plans for steady-state

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Классификация, типы и обозначения Москва

Надежность технических систем и техногенный риск Лекция 2 Лекция 2. Основные понятия, термины и определения теории надежности Цель: Дать основной понятийный аппарат теории надежности. Учебные вопросы:

А.П. Сатин, Д.В. Псарев, А.В. Стависский (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОСТАВКИ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ СО СКЛАДОВ К БОЕВЫМ УЧАСТКАМ Предлагается алгоритм решения задачи по

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 июня 2007 г. N 260 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Утвердить прилагаемое

ГОСТ 4.331-85 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ МОТОПОМПЫ ПОЖАРНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Product-quality index system. Fire power pumps. Nomenclature of indices

ГОСТ 4.445-86 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ СТАНЦИИ ЗАРЯДНЫЕ ДЛЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСТ 4.445-86 УДК 614. 847.9:658.562:006.354 Группа Т51 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА Осиновская И.В., Коростелева Е.В. Тюменский государственный нефтегазовый университет Тюмень, Россия INCREASE USE GAS FACILITIES

1. Показатели надежности в нормативных документах Н оменклатура показателей надежности для ЦРЗА зафиксирована в основополагающем отраслевом документе , существенная часть раздела 3.6 «Требования надежности»

Лекция 16 16.1. Методы повышения надежности объектов Надежность объектов закладывается при проектировании, реализуется при изготовлении и расходуется при эксплуатации. Поэтому методы повышения надежности

М.В. Алешков, М.Д. Безбородько, О.В. Двоенко, И.А. Ольховский, И.А. Гусев (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) УДАЛЕНИЕ ОСТАТКОВ ОГНЕТУШАЩИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйствепная академия имени

Управление по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Отдел по надзору за нефтехимическими и нефтепрерабатывающими объектами Состояние аварийности и травматизма на опасных производственных

1 В.Ю. Кухарь, доцент Лекция 4 КОНТРОЛЬ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. СТАНДАРТ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Цель лекции ознакомить студентов с методами контроля и проверки конструкторской документации,

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ УСТРОЙСТВ РЗА ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ А.П. Морозов, А.Г. Егоров, С.Е. Фролов, А.А. Шапеев Санкт-Петербург 2017 Особенности ГЭС и ГАЭС с

ГОСТ 15.601-98 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система разработки и постановки продукции на производство ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ Основные положения МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,

ГОСТ 15.601-98 УДК 658.58:002:006.354 Группа Т51 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система разработки и постановки продукции на производство ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ Основные положения System

  • Пожарный автомобиль порошкового тушения - пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

    Пожарные автомобили порошкового тушения предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

    Основой пожарного автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: ёмкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На российских и советских автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. В качестве рабочего газа для применяются находящиеся под давлением 150-200 ати азот или воздух, обеспечивающие стабильное

    рабочее давление при любых колебаниях температуры. Углекислоту применять не рекомендуется, так как при выходе из баллона она может образовать снегообразную массу, создавая пробки. В присутствии щелочных металлов при температуре 700-800° С углекислота разлагается и вступает с ними в реакцию.:164Резервуары малой ёмкости устанавливаются на автомобилях вертикально, а резервуары большой ёмкости - горизонтально или на

    клонно под углом 6-10°. Резервуары наполняются порошком на 90-95% объёма с учётом расширения порошка.:164В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на пожарных автомобилях, можно разделить на следующие типы:

    С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). Псевдоожижение порошка происходит при наборе давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.:313

    С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. По режиму введения газа в сосуд аналогичны системам с аэроднищем, отличаются только аэрирующими устройствами, представляющими собой форсунки. Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании пожарных автомобилей порошкового тушения.:313

    С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде(установки закачного типа). Порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.:313

Связанные понятия

Тушение пожара - процесс воздействия сил и средств, а также использование методов и приемов для окончательного прекращения горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения. Действия по поиску и спасению людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров являются аварийно-спасательными работами, связанными с тушением пожаров. Тушение пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ являются горноспасательными работами.

Подробнее: Пожаротушение

Пожарная автоцистерна - наиболее распространённый тип основного пожарного автомобиля, разновидность автоцистерны. Оборудована пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (воды и пенообразователя, используемого для получения воздушно-механической пены), средствами их подачи. Предназначается для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ, также используется для подачи...

Тягодутьевые машины - устройства, обеспечивающие принудительное (не зависящее от разницы плотностей нагретых газов в системе и наружного воздуха) перемещение воздуха и дымовых газов в технологических системах котельных установок, промышленных печей и других системах сжигания топлива в топках. В настоящее время, как правило, представляют собой ротационные лопастные нагнетательные машины с 1-2 ступенями, повышающие давление среды на 0,7-3 кПа. Если требуется большее повышение давления и большее число...

Печь трубчатая блочная ПТБ - печь для подогрева жидкости, путём рекуперации между теплообменниками горячих отработанных газов, полученных при сжигании нефти, природного или попутного газа.

Аммиачная холодильная установка (АХУ) - холодильная установка компрессионного или абсорбционного типа, в которой в качестве хладагента используется аммиак.

Горелка Бунзена - устройство, имеющее инжектор, установленный в металлической трубке с отверстиями для поступления в трубку атмосферного воздуха, которая закреплена на подставке с боковым вводом для подачи в трубку газа, при этом отверстия выполнены на боковой поверхности трубки, на которой для изменения подачи воздуха в горелку, может быть установлена подвижная заслонка, изменяющая площадь проходного сечения этих отверстий.

Компрессорная станция - стационарная или подвижная (другое наименование - передвижная или самоходная) установка, предназначенная для получения сжатых газов. Получаемый сжатый газ или воздух может использоваться как энергоноситель (для пневматического инструмента), сырье (получение отдельных газов из воздуха), криоагент (азот).

Котёл-утилиза́тор - котёл, использующий (утилизирующий) теплоту отходящих газов различных технологических установок - дизельных или газотурбинных установок, обжиговых и сушильных барабанных печей, вращающихся и туннельных технологических печей, мартеновских печей, установок крекинга.

Пеллетная горелка - это устройство, которое использует в качестве топлива пеллеты (топливные гранулы) для их сжигания в котле. Также в виде топлива может использоваться сухое зерно. Подача пеллет в горелку происходит автоматически из бункера с помощью шнека. Пеллетная горелка применяется в быту, а также в промышленности и служит для отопления помещений, обеспечения горячего водоснабжения (ГВС) и других нужд.

Транспортные средства на сжатом воздухе приводятся в движение пневмодвигателями, использующими сжатый воздух, запасённый в баллонах. Такой привод называется пневматическим. Вместо смеси топлива с воздухом и её сжигания в двигателе, и последующей передачи энергии поршням от горячих расширяющихся газов, в транспортных средствах на сжатом воздухе передача энергии поршням осуществляется от сжатого воздуха.

Термокамера - оборудование для термической обработки (термообработки) колбасных изделий, изделий из мяса, птицы, рыбы и сыров. Основные процессы: сушка, обжарка, варка, копчение, охлаждение (душирование, интенсивное охлаждение). Термокамера представляет собой металлический шкаф (обычно из нержавеющей стали) с термоизолированными стенками. Посредством нагревательных элементов ТЭНов в термокамере поддерживается требуемая для термообработки температура. Необходимая влажность поддерживается впуском пара...

Твердото́пливный котёл - отопительное устройство, выполненное из стали или чугуна, которое выделяет тепловую энергию в процессе горения твёрдого топлива. В бытовых моделях подача топлива осуществляется в ручном режиме, в промышленных вариантах осуществляется автоматическая подача топлива и извлечение золы. Используется чаще всего как резервный или в местах, где нет газопровода.

Картофельная пушка (англ. «potato cannon», «spud cannon», «spudzooka») - дульнозарядное орудие, приводимое в действие сжатым воздухом или за счёт энергии, образующейся при воспламенении смеси горючего газа и воздуха (кислорода), для придания снарядам высокой скорости. Предназначена в основном для развлекательной стрельбы кусками картофеля или другими предметами. При использовании необходимо соблюдать меры предосторожности, поскольку попадание снаряда в человека может привести к травмам, опасным для...

Абразивоструйный аппарат предназначен для очистки поверхностей отливок, металлических поверхностей, фасадов зданий и т.д. перед окрашиванием струей сжатого воздуха с взвешенными в нем абразивными частицами. Струйные аппараты известны под различными наименованиями: установка, бак, генератор давления, резервуар и т.д. Управляет аппаратом оператор абразивоструйной очистки (абразивоструйщик). Абразивоструйная установка напорного типа, представляет из себя металлический бак, работающий под высоким давлением...

Водяной лафетный ствол - устройство, которое предназначено для выброса воды под большим давлением. Существуют различные области его применения.

Га́зовая плита ́ - кухонная плита, использующая в качестве топлива горючий газ обычно - Природный газ. Может использоваться природный газ из городской газовой сети или сжиженный газ из баллонов.

Все пилотируемые летательные аппараты являются сложными, дорогостоящими и чрезвычайно опасными в пожарном отношении транспортными средствами. Ввиду больших запасов топлива (авиационного керосина) на борту, гидравлической жидкости под высоким давлением, разнообразных масел и спецжидкостей, запасов жидкого или газообразного кислорода, огромного количества электрических и электронных систем, нередко под высоким напряжением, наконец, магниевых сплавов и пластмасс – самолёт при пожаре может сгореть за...

Подробнее: Система сигнализации пожара в авиации Ма́сляный фи́льтр - устройство, предназначенное для удаления загрязнений из моторных, трансмиссионных, смазочных масел, гидравлических жидкостей (жидкость для автоматической коробки перемены передач, жидкость для гидравлического усилителя рулевого управления) и др.

Противосажевый фильтр (также «сажевый фильтр», англ. diesel particulate filter (DPF), FAP) - часть выхлопной системы автомобиля с дизельным двигателем.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «j-by.ru» — Весь бизнес от идеи до реализации